Джавидан Гулиев (jguliev) wrote in anticlericalism,
Джавидан Гулиев
jguliev
anticlericalism

Category:
  • Mood:

О религии

Пытаться разрешить извечный спор верующих и атеистов бессмысленно, существование бога или его отсутствие недоказуемо, при этом оно парадоксальным образом очевидно для тех и других. Ответ нужно искать в том, что объединяет атеистов и верующих в бога - человеческой психологии, образе мыслей и чувствования.

Почему люди веруют или не веруют? Что дала человеку вера в Бога и чего лишила? Абсолютна ли ее значимость или зависит от времени и места?

С тех самых пор, как появился человек, он стал задумываться о причинах и сути окружающей его среды. В попытках объяснить происходящее вокруг, в том числе и некоторые пугающие моменты – смерть, страх перед стихиями люди стали искать высшую причину и назвали ее сверхъестественным началом или богами (богом).

Эту психологическую компенсацию человечество пронесло через всю свою историю до наших дней. Рос объем знаний, росли технические возможности, но людям всегда хотелось ощущать психологический комфорт, нивелировать чувство одиночества, которое кстати, возросло с прогрессом общества и его индивидуализацией.

Здесь еще одна причина живучести религии – ее интегрирующее значение. Людям приятно чувствовать себя частью определенной общности. Сначала это выражалось в этнических рамках, а потом религия вышла на мировой уровень в форме монотеизма (за исключением разве что иудаизма). С религиозным фактором и его интегрирующей ролью считаются всегда и везде, например, на выборах.

Создав свои нормы и ценности, религия стала мощным инструментом контроля и воспитания общества посредством соответствующих институтов – церкви, мусульманского духовенства и прочее.

Именно эта функция религии способствовала ее сохранению в наибольшей степени, несмотря на научно-технические и другие достижения человечества, когда уже давно известно, что Земля не плоская, а тучи не могут разойтись по велению одного человека (если только это не Лужков, разгоняющий дождь на массовых гуляниях:). Раньше, а в некоторых странах до сих пор, религия освящала власть и обслуживала ее политические интересы.

Итак, люди посредством религии узнают «своих», солидаризируясь и интегрируясь в соответствующие общества, которые поддерживаются нормативно-ценностными и институциональными рамками религии. Не зря даже бандиты на нашем постсоветском пространстве ходят в церковь или мечети и совершают обряды, искренне веря (или желая верить) в бога.

Здесь религия выступает в качестве идеологии и как всякая идеология может использоваться как на пользу, так и во вред. Вся человеческая мораль и нравственность формировалась в религиозных рамках, но и все крупнейшие злодеяния совершались и совершаются под флагом религии, будь то «джихад» Аль-Каиды или «крестовый поход» против терроризма.

Религиозное мировоззрение все же характерно для неразвитого общества и сродни мифологическому. Кстати, сейчас, с возвращением религии у нас наблюдается определенная, пусть и слабая мифологизация общественного сознания. Но все же в целом религия, как в древности, так и сейчас – это попытка человека преодолеть собственную слабость как личности.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments