new_basurman (new_basurman) wrote in anticlericalism,
new_basurman
new_basurman
anticlericalism

Православное духовенство и его организация

Православная церковь на протяжении веков была опорой и верным слугой самодержавия. Актом коронации на царство, проводимым высшим духовенством, церковь объявляла царя помазанником божьим и тем самым подчеркивала божественное происхождение царской власти.
Со времен царя Алексея Михайловича (отца Петра Великого), уничтожившего институт «патриархов Московских и всея Руси» и сославшего последнего патриарха, Никона, в монастырь, главой православной церкви считался сам царь «божьей милостью самодержец Всероссийский». Это было одной из причин, по которым православная церковь превратилась в неотделимую часть царской государственной машины.
Помимо чисто религиозных обрядных функций церковь осуществляла функции воспитания народа в нужном царизму направлении путем проповедей, провозглашаемых с амвонов Церквей, через сеть начальных школ, принадлежавших церкви (они так и назывались «церковноприходские школы») и бывших в сельских местностях зачастую единственными, где можно было научиться начаткам грамоты и арифметики. Церковь с ее обрядами сопутствовала жизни каждого подданного Российской империи православного вероисповедания. В ведении церкви были также и регистрация рождений, смертей, оформление браков и разрешения на развод — в общем, все, что сейчас называется «актами гражданского состояния».
Церковь не оставляла своим вниманием армию и военно-морской флот. В каждом полку и на каждом корабле был свой священник. В средних учебных заведениях одним из обязательных предметов был закон божий, преподаваемый священником-законоучителем.

Если закладывалось новое здание, открывалось новое торговое или промышленное учреждение, спускался на воду пароход или начинала действовать новая железная дорога, открывалось предприятие, даже кабак,— все это «освящалось» специальными молебнами. В зависимости от богатства владельца предприятия и значимости самого предприятия молебен служили не только рядовые священники, но и архиереи и даже митрополиты. Наряду с государственной цензурой существовала и духовная, запрещавшая те книги и статьи, в которых она находила идеи «вредоносные для духа православия», а таковыми неизменно оказывались любые идеи, в той или иной мере направленные против царской власти. В общем, трудно найти в дореволюционной России такую отрасль жизни, в которую не вторгалось бы духовенство.
Церковь верой и правдой служила царизму на протяжении всей его истории, выступая против народно-освободительного и революционного движения, а также всякого, как тогда говорили, «свободомыслия».
Особо опасные враги самодержавия, а значит и церкви, отлучались от церкви и предавались анафеме — церковному проклятию. Вплоть до Октябрьской революции в церквах и соборах предавались анафеме Гришка Отрепьев (Димитрий Самозванец), Степан Разин, Емельян Пугачев и... Лев Толстой, чьи произведения на религиозно-моральные темы признаны были Святейшим синодом 11 вредными и противоречащими духу православной церкви.
Имела церковь и свой арсенал карательных мер по отношению к «заблудшим овцам»; наложение епитимьи, отдача под церковный надзор и поучение, запрещение в течение определенного срока посещать церковь, принудительный пост, отправка в монастырь на покаяние и т. д.
Церковь принимала также прямое участие в карательных мерах самодержавия. Во всех тюрьмах была должность тюремного священника. Священник присутствовал при казнях (в том числе и политических заключенных), добиваясь раскаяния и в случае такового отпуская грехи. В период нарастания революционного движения, перед первой русской революцией 1905— 1907 годов, церковь принимала деятельное участие в создании для рабочих организаций, которые должны были отвлечь их от участия в революционном движении. Одним из руководителей такой организации был агент департамента полиции священник Гапон, который вывел 9 января 1905 года рабочих Петербурга с царскими портретами и хоругвями на Дворцовую площадь под пули солдат и казаков.
Для активной борьбы с революционным движением церковь вкупе с полицией и жандармерией создала из лавочников, приказчиков, уголовных элементов и наиболее темных, отсталых рабочих ряд черносотенных организаций («Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела» и др.).
Православная церковь вела активную борьбу со старообрядцами, или, как их еще называли, раскольниками, не принявшими церковную реформу, проведенную патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем, с разного рода сектантами (хлысты, молокане, духоборы и другие). Церковь занималась также миссионерской деятельностью по обращению в православие и тем самым принудительной русификацией народов Сибири и Дальнего Востока.
Православная церковь была могущественной экономической и финансовой силой царской России и принадлежала к числу самых крупных землевладельцев.

из книги: Ривош Я.Н. Время и вещи: Иллюстрированное описание костюмов и аксессуаров в России конца XIX — начала XX в.— М.: Искусство, 1990.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments