
Как тут не вспомнить версию о том, как крест попирает полумесяц? Почему бы на памятнике героям русско-турецкой войны не воспроизвести её... Решил загуглить. Явных свидетельств в пользу этой версии происхождения креста такой формы на памятнике не нашёл, но зато натолкнулся на интервью вполне православного священника (настоятеля Рождественской церкви о. Олега Жаворонкова), в котором утверждается следующее:
— Ваш храм-то какой-то не питерский: иконы из Пскова, колокола из Воронежа и облик у церкви не петербургский… Это чем-то объясняется?
— А что такое петербургский облик? Вы имеете в виду храмы, построенные на западный манер? А знаете, что перед революцией Петербург украшало великое множество церквей древнерусского стиля?.. Можно вспомнить Введенскую церковь напротив Витебского вокзала, Фёдоровскую — у Московского вокзала… И Феодоровский собор в Царском Селе — да мало ли ещё!.. Но именно эти-то храмы и были особенно ненавистны новой власти, именно их в первую очередь и стирали с лица земли, вот и стал русский дух в диковинку. Но в чём-то вы правы: такое любовное отношение к древним уставам храмоздательства, как у Андрея Лебедева, среди питерских зодчих встретишь не часто… А на наши кресты вы обратили внимание? Не раз к нам приходили люди, далёкие от церкви, и спрашивали: «Почему, мол, это у вас крест попирает полумесяц? Вы что, против ислама?»
— Кстати, как вы объясняете этот символ — крест над полумесяцем? Всяк по-разному его толкует: кто-то говорит, что полумесяц — это вовсе не полумесяц, а ковчег спасения…
— …а кто-то говорит, что это древний крест-якорь (когда первые христиане вынуждены были скрываться, они нередко крест заменяли якорем)… Хорошие толкования, особенно для нашей эпохи «тотальной толерантности». Но, знаете, я придерживаюсь иного мнения. Съездите в Москву, посмотрите на памятник героям Плевны — там эта мысль выражена, наверное, наиболее чётко: восьмиконечный православный крест попирает исламский полумесяц, знаменуя превосходство детей Авраама по духу над детьми Авраама по плоти, каковыми являются агаряне-мусульмане.
Вот так. Тотальная, понимаешь, толерантность. Кураев и другие священники-"общественники" могут сколько угодно говорить о якорных крестах, но имеет значение не официальная позиция, а то, как явление трактуют "на местах". Что делать с этой позицией - осудить её публично? Ну, можно, но ведь ничего не получится: крест на памятнике героям Плевны, скорей всего, обозначает именно победу христиан над мусульманами. И памятник не снесёшь, и крест не демонтируешь (не уподобляться же руководству мадридского "Реала"!), и "общественное сознание" в одночасье не изменишь.
На мой взгляд, в том и ценность светского характера государства, что подобная двойственность может существовать в качестве памятника великой истории нашего (многонационального и многоконфессионального народа) - и только. Стоит сделать перекос в сторону религии - начнутся распри с мусульманами, а если в сторону псевдотолерантности - это будет неуважение к истории.
P.S. Ознакомиться с другими версиями происхождения полумесяца на кресте (в частности, версию о том, что полумесяц символизирует Богородицу), можно тут. Ссылку на Фоменко и Носовского специально не даю.