timur_nechaev77 (timur_nechaev77) wrote in anticlericalism,
timur_nechaev77
timur_nechaev77
anticlericalism

Лишенцы


Пишет asnecto: "Как-то мы популярно отвечали на вопрос о том, почему в Российской Империи не было атеистов. Но это атеисты – святое ж дело. Однако почему-то РПЦ никогда не вспоминает о том, что ей было глубоко фиолетово бесправное положение сотен тысяч людей: иноверцы были или вообще лишены почти всех прав, или сильно в них ограничены (некрасиво и не по-христиански, конечно, зато патриотично).



Большинству иноверцев запрещалось открыто исповедовать свою настоящую религию, а духовенству не разрешалось отправлять для них никаких треб. Рождения, браки и смерти этой части населения большей частью оставались не записанными в метрические книги, они не имели законной семьи и лишались твердых имущественных прав. Раскольники были ограничены в поступлении в юнкерские и военные училища и в производстве их в офицерские чины. Молоканы и духоборы были ограничены в наградах за храбрость нижних чинов (!!!) и т.д., и т.п. Причем, если вы думаете, что это касалось единиц-меньшинств, то глубоко ошибаетесь. Речь идет о десятках, а то и сотнях тысяч людей, если не больше.



Откуда цифирь? Ну ясное дело, не из учебников по атеизму – им верить нельзя. Подробный список официальных лишенцев – а попросту людей вне закона – дал в январе-марте 1905 г. Комитет министров Российской империи. Проблема была настолько вопиющей, что даже правоверный Николай II высочайше указал: «подвегнуть пересмотру узаконения о правах раскольников, а равно лиц, принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям, и независимо от сего принять ныне же в административном порядке соответствующие меры к устранению в религиозном быте их всякого, прямо в законе не установленного, стеснения».


А к таким лицам относились:
- прибалтийские латыши, насильственно присоединеннные к православию, а затем «отпавшие» в протестантизм;
- униаты, «упорствующие в католицизме» в губерниях Северо-Западного края и Царства Польского;
- крещеные татары Приволжских губерний, «отпавшие в магометанство»;
- раскольники и сектанты, отпавшие от православия, но официально числящиеся православными;
- дети от смешанных браков.



Лень сейчас лезть в статистические сборники, но цифра бесправных получится огромная. Как комитетские православные пытались (правда, безуспешно) решить этот вопрос, можно подробнее посмотреть здесь. Это я, собственно, к чему? К тому, что ну хватит уже удивляться стремлению РПЦ к монополизации. Это и не стремление даже совсем. Это как раз одна из тех самых исконных, бережно хранимых церковью традиций, о которых так любит нам рассказывать православная общественность. Живучее этой традиции, пожалуй, только жадность (порой анекдотичная), но это общечеловеческий порок..."



P.S.
В.М.Дорошевич "Сектанты острова Сахалин", 1903 г.:
"... Въ селеніи Рыковскомъ и окрестныхъ возникла секта «православно верующихъ христіанъ». Секта эта, ниоткуда не занесенная, чисто сахалинскаго происхожденія. И возникла она, быть-можетъ, именно, какъ невольный протестъ противъ атеизма каторги. Два года тому назадъ, когда я былъ на Сахалине, сахалинскіе «православные христіане» претеревали «гоненіе», что еще более закаляло ихъ въ сектантской вере. На мой вопросъ, что это за секта, священникъ села Дербинскаго, «воздвигшій на нихъ гоненіе», очень оригинальный сахалинскій батюшка, изъ бурятъ, отвечалъ мне: "Молокане". И отъ самихъ сектантовъ я слышалъ: "Христосъ — есть камень, о Который разбиваются неверующіе, — къ примеру сказать, хоть молокане. Секта странная, какъ странна ея родина, какъ необычайны люди, ее основавшіе. Батюшка изъ бурятъ, богословски, по его словамъ, «особенно не образованный», не особый знатокъ въ определеніи сектъ. Онъ и «гоненіе воздвигъ», т.-е. началъ дело о молоканахъ, после того, какъ потерпелъ крушеніе на мирномъ пути. Прослышавъ о появленіи сектантовъ, онъ устроилъ съ ними собеседованія, — но сектантъ Галактіоновъ, Писаніе знающій, действительно какъ таблицу умноженія, началъ «предерзко засыпать батюшку ложно толкуемыми текстами». Собеседованія эти были такъ «соблазнительны», что священникъ ихъ прекратилъ и нашелъ, что секта, съ которой онъ борется, не простая, а «опасная». А опасная секта, это, по мненію батюшки, — молоканство. ..."



См. также о русских религиозных общинах: Странники, Феодосеевцы, Поморцы, Спасовцы, Часовенные.
Subscribe

  • Спор с попом об иконах

    С атеистических позиций спорить с верующими неинтересно ("Бога нет! - сказал Остап, Бог есть! - сказали ксендзы*), поэтому поспорил с попом…

  • Экзотическое богословие

    Пример религиозной экзотики - Екатерина Шахматова, которая верит сразу во всех богов, но больше всех в Христа и Кришну. Еще интересное в…

  • Невзоров и Высоцкий о святом Иосифе Рогоносце

    Несколько комментариев от православных: Шагигмин: Я человек верующий и меня очень оскорбили слова Невзорова. Александр Глебович изучите веру…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments