timur_nechaev77 (timur_nechaev77) wrote in anticlericalism,
timur_nechaev77
timur_nechaev77
anticlericalism

Category:

Антирелигиозный фольклор


via kritix.ru

Пишет colonelcassad: "Товарищи, пословицы отнюдь не фейковые, у меня дома хранится
сталинский настольный календарь на 1941 год, где часть пословиц из этой книги имеет своих "предшественников".


Фашистов не бог сбил с ног.
Не крестная сила врага скосила.
Поезда под откос спускает не Христос.
На бога не уповай – воевать давай.



Не надейся на бога, если впереди дорога.
Это не гоже – надеяться на боже.
Будешь убог – не вылечит бог.
Бог не даст сапог.
У нас и без бога забот много.



Фашист сгложет – бог не поможет.
Попадешь под фашистский арест – не выручит крест.
Оставят враги без хлеба – не поможет небо.
Божий храм не поможет нам.
Нам нужна подмога, только не от бога.
Не надейся на богоматерь, коль пришел неприятель.
У кого оружие имеется, тот на бога не надеется.



Врага без икон гоним вон.
С фашистами бились – богу не молились.
Тому не надо молиться, кто врага не боится.
Только у труса надежда на Иисуса.
Держится за Христоса, а сам не высунет носа.
Не стой под церковным сводом – иди за народом.
В церквах стоять – страну не отстоять.



Под иконой не стой, а иди в бой.
Не молись по углам, а мсти врагам.
Не молись зря богу, а иди с людьми в ногу.
Проколол фашистский бок не Илья-пророк.
Бил врага не Христос, а советский солдат да матрос.
Мы не на клиросе с врагами билися.
Партизанам молебны не потребны.
Богу молиться – победы не добиться.



Молитвы отвергай – фронту помогай.
Бросай молитву – иди на битву.
Всевышний – на битве лишний.
Не нужен псалтырь: здесь не монастырь.
Надо не в храм ходить, а фашистов бить.
У партизан сил много: обойдутся без бога.
Когда били врагов, не надеялись на богов.



Довольно занятен раздел о религии, вот например сборник антирелигиозного фольклора отразивший в себе настроения той эпохи. Заранее обратите внимание, что несмотря на то, что основной накал борьбы против религии к 1941 году уже схлынул, влияние "воинствующих безбожников" по прежнему ощущается. Так сказать, дыхание эпохи.


via vk.com

1. Не дать, а взять.

Дело было вечером. Шел рабочий с работы мимо реки. Видит - поп тонет. Жалко стало рабочему - человек гибнет. Он и говорит: "Поп, а поп, давай руку - вытащу".
Поп молчит.
Рабочий повторил, поп не откликается. Тогда рабочий догадался: попы не любят давать, а любят брать. Вот он и крикнул: "Поп, а поп, возьми руку!"
И только тогда поп ухватился за нее.

Записал пионер Попов, город Чита.



2. Мешков брат.

Жил был поп толстый лоб. Нанял он работника пшеницу молотить. И уговорились они. День помолотит - мешок пшеницы получит.
Вот молотит работник до обеда, молотит после обеда, вечер подходит. Солнышко село. Взошел месяц. Пришел поп на гумно. Работник спрашивает его:
- Довольно уж молотить-то? Вечер настал.
- Где вечер? - удивляется поп.
Показал работник на месяц:
- А это что?
- Это? Это солнцев брат, - отвечает поп.
- Ладно, если это солнцев брат, буду молотить.
Молотил до утра. Утром пришел домой. Пришил к мешку второй мешок и пошел с попом рассчитываться. Стал поп насыпать пшеницу. Высыпал целый мешок, а у работника всего полмешка получилось. Рассердился поп.
- Это что? - спрашивает поп.
- Это мешков брат, - отвечает работник. Набивай потуже.

Записано в колхозе "Возрождение", Пензенской области.



3. Как меня Федором назвали.

С самого дня рождения не повезло мне.Началось, как мать мне рассказывала, с самого крещения.
Мать, отец, крестный понесли меня к попу крестить.
- Батюшка, родный, хотим Николаем назвать, - говорит мать.
А он вылупил глазищи и отвечает:
- За Николая, матушка, гривенник.
У попа вроде, как прейскурант какой, - расценки свои. За имена, которыми цари и царицы назывались, дороже брал.
- За Николая, Александру, Елизавету - 10 копеек.
- За Якова, Василия, Веру - 3 копейки.
- За Федора, Михаила, Пелагею - 2 копейки.
- За Ивана, Афанасия, Матрену и Акулину - 1 копейку.
И были поэтому в нашей деревне одни Иваны да Афанасии. Не хотелось матери и меня так называть. Стала с попом торговаться. А он ей и говорит:
- Акстись, православная. Плата богом установлена.
Подобрала мать подол трех холщевых юбок и на четвертой вытащила единственный семишник - это две копейки раньше так называли. Так и назвали меня по поповской расценке Федором.

Записано от рабочего фабрики "Красный Октябрь" (Москва) Федора Гурьева.



4. О попе.

Нет лучше житья попу,
Весь инструмент у него во рту.
Не нужно ему ни скобеля, ни топора.
Как наступила пора,
В большой колокол зазвонил,
Старух семьдесят сманил.
Весь народ сообразил:
Принесли ему и творога
И пирога...

Записано в селе Елошанке, Хволянского района в 1920 году от Я.Г.Перфенова.



5. Пословицы и поговорки.

Карман сух, так и поп глух.
У попа две руки и обе заняты: одна рука берет, а другая держит.
Поповское брюхо чужие труды поедает.
У попа пузо из семи овчин сшито.
У попа глаза шире пуза.
Волчья пасть да поповские глаза - ненасытны.
Правой крестится, а левой в чужой карман лезет.
Попы поют над мертвыми, а комары над живыми.
Мулла нам в долг рай обещает, а сам с нас наличными берет.
Муллу хоть тысячу раз накорми, он все будет в блюде глядеть.
Мулла одной рукой два арбуза держит.
Образа и молебны нам больше не потребны.
Где поп церковь ставит, там пан корчму ставит.
Рай и ад нужны тому, кто богат.
Пост - не мост: объехать можно.
Попу и кулаку от колхозных ворот - крутой поворот.
У нас тут и без бога светлая дорога.
С попом вопрос ясен - это бандит в рясе.



6. Частушки.

Полетели утки стаей,
Их не видно чрез туман.
Мы народу разъясняли,
Что религия - обман.

Нам молебен не потребен,
Это ты соображай:
Агроном, а не молебен,
Нам повысит урожай.

Первомайская гармошка
Лучше ангелов поет.
Зарастай травой дорожка
От церковных от ворот.



Поп пришел домой не в духе,
Попадья ругается.
У него в пустом кармане
Гривенник валяется.

Сеем, пашем и бороним
Без попов и кулаков.
И готовим к обороне
Ворошиловских стрелков.

Эх, зима, зима, зима,
Выжил попик из ума,
По деревне носится,
В трактористы просится.



Распустилась береза,
Липа в кольцах золотых.
Мы "Безбожника" читаем,
Отказались от святых.

Бей блох, комаров,
Чтобы не кусались!
Бей по шее всех врагов,
Чтобы не мешались.

Засей поля без бога,
Бог на поле не причем.
Наша верная дорога -
Большевистский агроном.



Ты не пой, поп, ты не пой -
Все равно колхоз не твой,
Нынче ты нам не потребен,
Верим в трактор, не в молебен.

Мы ударники полей, -
Лучшие колхозники.
Пой подруга, веселей -
Мы с тобой безбожники.




P.S.
Оценили стиль? Следует понимать, что это не просто надуманная компания, а серьезные, во многом трагические процессы, которые происходили в те годы в нашей стране, когда воинствующие безбожники находили поддержку в народных массах и властных институтах и лишь после начала Великой Отечественной войны произошло настоящее примирение государства и церкви после чего подобные произведения постепенно уходили на обочину культурной жизни страны и общества. Собственно, тот факт, что в конце 1940 года выходит календарь с подобными рассказами и стихами, говорит о том, что несмотря на известные решения Сталина, которые уменьшили накал гонений против церкви, влияние радикальных безбожников все еще ощущалось и действующая власть была не свободна от этих взглядов. Война заставила окончательно их отбросить. Добавлю так же, что появление подобных частушек в шестидесятые годы, очевидно связано с антирелигиозной компанией во времена Хрущева, помнится доводилось читать жалобы священников РПЦ, на тему того, что если после войны в отношениях с властью было более менее, то после смерти Сталина, гонения на религию вновь усилились.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments