trend33.com
14 апреля Владимирская Епархия РПЦ провела в Суздале торжественную литургию и крестный ход, посвященные "обретению" мощей преподобных Евфимия и Евдокии Суздальских. Между тем, как известно, мощи эти никуда не "пропадали". Точнее, "вырваны из рук безбожного государства" они были еще в начале 90-ых годов столь же равноправной, как и РПЦ по своему юридическому статусу и столь же канонической с обрадовой точки зрения как и РПЦ (это в свое время нехотя признал сам митрополит Евлогий в беседе с корреспондентом trend33.com) Российской Православной Автономной Церковью.
Более того, в процессе изъятия мощей у РПАЦ судебные приставы прихватили и раки, которые были изготовлены по заказу РПАЦ. А это уж точно прямой грабеж и нарушение закона - если мощи имеют (с точки зрения Росимущества) только неопределенную "культурную" ценность, то рака - это уж, простите, "имущество", имеющее ценность вполне себе материальную.
Это признал на своей пресс-конференции по итогам "мероприятия" сам митрополит Евлогий (цитируем по ЗебреТВ) «Если у них душа так горит к этим святыням, мы, наверное, посчитаемся с такой для них духовной нуждой. Мы вернем им гробницы, и, видимо, там что-то и для них останется". То есть будут возвращены не только "гробницы", но и некоторые части мощей. Впрочем, и тут в речах митрополита, позволим себе такое выражение, есть некое лукавство. Он сказал, что теперь мощи Суздальских преподобных будут выставлены ДЛЯ ВСЕОБЩЕГО ПОКЛОНЕНИЯ и прихожане РПАЦ могут свободно молиться им "на территории РПЦ". Но ведь ровно тоже утверждала РПАЦ, когда защищало их от процесса передачи. Неконгруэнтно как-то получается, ей Богу...
Еще смутительнее для нас, что по сути заявления митрополита Владимирская епархия РПЦ, по сути хочет использовать "новообретенные" мощи в качестве "Троянского коня" для наступления на другие "объекты", "занятые" государственными музеями. Речь идет о Спасо-Евфимиевском монастыре и Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном.
Цитируем Евлогия: «Сейчас они на пути к большому всеизвестному монастырю Спасо-Евфимиевскому. Еще Спасо-Евфимиевский в какой-то степени оказался неготовым, чтобы разместить. Надеемся, что все пройдет благополучно и мощи перенесут в Спасо-Евфимиевский монастырь для большого общего доступа. Значение этого монастыря исключительное. У него огромный вес, это, знаете, такая большая лавра».
Естественно, данное "тихое поползновение" вызвало большую тревогу у директора ВСМЗ Светланы Мельниковой. Она-то знает - с нашей епархией так, "коготок увяз - всей птичке пропасть". Тем более, что есть случаи, когда передача имущества в распоряжение епархии ведет к его повреждению, а то и гибели. Напомним - небрежение представителей епархии режимом содержания Чудотворной иконы Боголюбовской Богоматери 12 века привело к тому, что уже не один год икона фактически изъята из культурного обихода и нуждается в многомиллионной по стоимости реставрации, кстати, опять-таки за госсчет.
О Георгиевском храме. «Мы не теряем надежды, что он будет передан, не в ущерб Музею хрусталя. Знаю, что есть места доступные, близкие и отвечающие условиям. Если речь о храме, он был и остается храмом, его просто заняли, превратили в музей, что, конечно, недопустимо. Нельзя такие вещи переворачивать наизнанку, как бы там превосходно и не было. То есть для каждой вещи свое место - как для хрусталя, так и для храма. Мы надеемся получить этот храм». Между тем, Георгиевский храм - это не только хрусталь. Там хранится и гигантская церковная композиция Виктора Васнецова "Страшный суд". Какова будет его судьба в случае передачи, как говорится Бог весть. При том, что храмов в Гусь-Хрустальном вполне достаточно и они (видели очи наши) совершенно не переполнены.
Если культура, по мнению Евлогия должна постоянно уступать «нуждам» РПЦ, то никак не наоборот. Предложение измененить контур иконостаса Успенского собора во Владимире, (который ведь тоже не только церковь, но и музей) ради доступа посетителей к фрескам Андрея Рублева, митрополит Евлогий оценивает так: «Наверно нужно будет иконостас восстановить. Фрески будут отсняты, опубликованы. Считаю этого будет достаточно. Но оставлять иконостас незаставленным - это вызовет непонятное чувство». Вот так — если мы выставляем мощи, то на «всеобщее обозрение». А если вы хотите увидеть фрески Рублева — вам и репродукций будет достаточно...