Пишет Андрей Кураев: "Наверно, нашему Патриарху бывают откровения. Иначе трудно объяснить то, что он сообщает в своих постоянных и непредсказуемых экскурсах в историю. Поскольку земной источниковедческой опоры для них найти удается не всегда, остается предположить, что они инспирированы Свыше. Из сегодняшнего: "Язычество, которое было тогда мировоззренческой основой жизни Древней Руси, оказалось неспособно, в силу ущербности своей этики, помочь людям жить вместе.

Для этого не было достаточной мотивации, поскольку мироощущение язычника сводилось к тому, что нужно больше иметь и не думать о том, что приобретение большего нанесет вред другим. «Живи хорошо за счет другого!» — такова эта страшная, говоря современном языком, психология потребительства, которая могла сдерживаться только силой оружия".
Язычество это вообще то антипод психологии потребительства. Идеология потребительства это удел довольно атомизированных и секулярных обществ. Но в древнем язычестве еще нет личности, зато есть жесткий контроль общины, закона, традиции над жизнью человека.
При этом приоритет интересов общины над частными интересами был прочно впечатан в матрицу поведения. И человек не взвешивал "моя польза" и "польза другого", а просто следовал традициям. И языческие общества создавали очень даже прочные и даже наднациональные империи.
И скреплялись языческие общества не силой оружия, а силой общественного консенсуса. "Так делали все и всегда". Это было здравым смыслом. А перемена веры как раз казалась безумием.
Помню, в 1988 году никто из спикеров церкви не дерзал говорить об этической ущербности русского язычества. Наоборот, старались видеть в нем что то прото-христианское".
P.S.
Кураев всё чаше пинает Гундяева, пинает правильно, ибо Гундяев просто безграмотен. И всё же, по-моему Кураев нарывается на какие-то санкции от РПЦ (лишение сана, отлучение), чтобы получить статус гонимого борца за правду. Видно же, что нахождение в чаплинско-гундяевской конторе ему совершенно не нужно, но по-тихому уходить он не хочет.