"4 декабря 2015 года, в день памяти святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, по окончании молебна в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы состоялась братская трапеза, в завершение которой к ее участникам обратился Святейший Патриарх Кирилл.
«На протяжении столетий Церковь наша была лишена возможности развивать свое служение, с тем чтобы иметь возможность максимально эффективно отвечать на чаяния людей. И если бы в течение последних трех веков Церковь действовала так же свободно, как сегодня, не согласуя ни с властями, ни с общественными силами принятие кадровых решений, внесение изменений в свою структуру, создание церковных учреждений, то, наверное, не было бы и тех трагедий, через которые прошел наш народ".
Гундяев сказал, что церковь была несвободна "в течение последних трех веков". То есть, до начала 18 века РПЦ была свободна. Хорошо, вот свидетельство о тех благословенных временах: 1551 год. Иван Грозный пишет митрополиту Макарию: «В монахи постриглись ради покоя телесного, чтобы всегда бражничать. Упивание безмерное, разврат, содомский грех. Отцы пустынники ходят с иконами, якобы собирая деньги на постройку монастыря, а на самом деле затем, чтобы их пропить».
По словам Гундяева, РПЦ "была лишена возможности" и поэтому-де "произошли трагедии". Кем же церковь была "лишена возможности"? Конечно государством. Власть во всём виновата. А что же сама РПЦ? А она ни при чём, ибо святая.
Вот эта безответственность, поиск ошибок и грехов у кого угодно, но только не в действиях самой церкви (её иерархов), так же одна из традиций РПЦ. Церковь согласна отвечать только за хорошее, отвечать за плохое она не желает. В плохом виноваты враги и клеветники.