На видео то, о чем идёт речь. Разъяснение ниже.
Пишет Федор Дубшан: "А вот это, я тоже давно хотел поделиться, шикарная совершенно статья. Объясняет, каков контекст у высказывания Иоанна Златоуста насчёт насилия в адрес богохульников: "ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом" - которое любит цитировать протоиерей Дмитрий Смирнов и подобные ему смиренные пастыри.
Стал читать - ну, думаю, сейчас выяснится, что святителя не так поняли, что он вовсе не то имел в виду... Оказывается, действительно не то. Просто в Антиохии был в то время бунт из-за непосильных налогов, учреждённых императором в честь собственного юбилея. "То тут, то там начался все более возрастающий ропот против такой бесчеловечной политики".
И тогда, оказывается, "среди жителей города появились люди, учившие, что бедность несовместима с Божьей любовью и что Бог вовсе не таков, каким Его представляет Церковь. Но еще больше было самих обольщенных и простодушных, которые уже напрямую обвиняли Бога в своем бедственном положении".
Вот "накануне бунта и прозвучал призыв святителя любыми средствами, вплоть до рукоприкладства, унять людей, возмущающих народ своими речами. Этих смутьянов Златоуст и называет здесь богохульниками. Такое определение становится понятным после прочтения всех бесед. Основной их мотив — успокоение обнищавшего народа".
"В том, что богохульниками здесь названы именно роптавшие на Бога бедняки, нетрудно убедиться, прочитав предшествующие словам об освящении руки ударом строки, которые почему-то обычно пропускаются при цитировании: «Ты лишился имущества? Если ты будешь благодарить, то ты приобрел душу и овладел большим сокровищем, снискав у Бога большее благоволение. Если же ты будешь хулить, то потерял и свое спасение. И того не возвратил, и душу, которую имел, и ту убил". Бедность из-за непосильных налогов, конечно же, была бедствием для горожан. Но все ее тяготы были несопоставимы с той катастрофой, которая грозила городу за восстание против императора. Поэтому Златоуст прилагал все усилия, стремясь уберечь земляков от мятежа".
Но это же совсем другое дело! Выходит, как объяснил нам автор статьи Александр Ткаченко, Златоуст не призывал лупить вообще каждого богохульника. Он просто просил сограждан избивать любого человека, доведённого до отчаяния налогами и выражающего, как умеет, своё негодование. Чтоб хуже не было, а то ведь потом от императора всем влетит. Вот это подлинно христианская позиция.
"Дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил".
Бунт, кстати, заключался в том, что "разгневанный народ с бранью и оскорблениями таскал статуи императора и членов его семьи по улицам города. Затем они были разбиты на куски и сброшены в реку". Чудовищное преступление, что и говорить".
Пишет Федор Дубшан: "А вот это, я тоже давно хотел поделиться, шикарная совершенно статья. Объясняет, каков контекст у высказывания Иоанна Златоуста насчёт насилия в адрес богохульников: "ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом" - которое любит цитировать протоиерей Дмитрий Смирнов и подобные ему смиренные пастыри.
Стал читать - ну, думаю, сейчас выяснится, что святителя не так поняли, что он вовсе не то имел в виду... Оказывается, действительно не то. Просто в Антиохии был в то время бунт из-за непосильных налогов, учреждённых императором в честь собственного юбилея. "То тут, то там начался все более возрастающий ропот против такой бесчеловечной политики".
И тогда, оказывается, "среди жителей города появились люди, учившие, что бедность несовместима с Божьей любовью и что Бог вовсе не таков, каким Его представляет Церковь. Но еще больше было самих обольщенных и простодушных, которые уже напрямую обвиняли Бога в своем бедственном положении".
Вот "накануне бунта и прозвучал призыв святителя любыми средствами, вплоть до рукоприкладства, унять людей, возмущающих народ своими речами. Этих смутьянов Златоуст и называет здесь богохульниками. Такое определение становится понятным после прочтения всех бесед. Основной их мотив — успокоение обнищавшего народа".
"В том, что богохульниками здесь названы именно роптавшие на Бога бедняки, нетрудно убедиться, прочитав предшествующие словам об освящении руки ударом строки, которые почему-то обычно пропускаются при цитировании: «Ты лишился имущества? Если ты будешь благодарить, то ты приобрел душу и овладел большим сокровищем, снискав у Бога большее благоволение. Если же ты будешь хулить, то потерял и свое спасение. И того не возвратил, и душу, которую имел, и ту убил". Бедность из-за непосильных налогов, конечно же, была бедствием для горожан. Но все ее тяготы были несопоставимы с той катастрофой, которая грозила городу за восстание против императора. Поэтому Златоуст прилагал все усилия, стремясь уберечь земляков от мятежа".
Но это же совсем другое дело! Выходит, как объяснил нам автор статьи Александр Ткаченко, Златоуст не призывал лупить вообще каждого богохульника. Он просто просил сограждан избивать любого человека, доведённого до отчаяния налогами и выражающего, как умеет, своё негодование. Чтоб хуже не было, а то ведь потом от императора всем влетит. Вот это подлинно христианская позиция.
"Дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил".
Бунт, кстати, заключался в том, что "разгневанный народ с бранью и оскорблениями таскал статуи императора и членов его семьи по улицам города. Затем они были разбиты на куски и сброшены в реку". Чудовищное преступление, что и говорить".