timur_nechaev77 (timur_nechaev77) wrote in anticlericalism,
timur_nechaev77
timur_nechaev77
anticlericalism

О религизно-атеистических спорах

Оригинал взят у timur_nechaev77 в О религизно-атеистических спорах

via sandycheek


via mashenka_sench

Пост монахини интересный. Вот он полностью. Пишет mashenka_sench: "Вчера, прогуливаясь по просторам ЖЖ, обнаружила преинтереснейший дневник (ссылку давать не буду, ибо в данном случае хочу не обсудить мнение его хозяина, а высказать свое). Хозяйка дневника - женщина, судя по всему, молодая, судя по всему, неглупая, убежденная, я бы даже сказала, воинствующая атеистка. Стиль, в целом, мне понравился (хотя, во-первых, естественно, не согласна я там практически ни с одним словом, а во-вторых, корректностью и тактичностью по отношению к религиозным чувствам хозяюшка не страдает - ну, да это ее дневник и, следовательно, ее дело) поэтому, испросив разрешения, данный пользователь был зафренжен, кажется, даже взаимно.
Попадались мне в том ЖЖ презабавные записи и комменты, как то: "человеконенавистническая идеология христианства", "человек, всерьез верящий в сборник древнееврейских сказаний, не может получать диплом о высшем образовании", "тоталитаризм религий, исповедующих веру в личного Бога" и т.д. - я уж не говорю об антинаучных попытках обращаться к первоисточнику (Библии), отвергая контекст, в котором он существует (Предание: Отцы Церкви, комментарии и т.д.). Естественно, все это вызвало у меня здоровый смех.
Однако была там поднята тема, для каждого христианина, вероятно, актуальная. Тема теодицеи.
Хозяйка весьма резонно обвинила христиан в том, что мы "подтасовываем": выбираем "доброго Бога" из Нового Завета, игнорируя "злого Бога" из Ветхого Завета. Ну, и вывод: либо, ребята, вы лицемерите, выбираете то, что вам нравится, либо вы просто нелюди, которых вполне устраивает приносить единственного и любимого ребенка в жертву Богу-тирану, топить города, которые не знали, как себя вести, и вели, соответственно, плохо - и пр., и пр.
Если мнение атеистки было достаточно последовательно, то ответы православных (особенно, одной, очень разумной и весьма верующей) меня убили. Начались странные отмазки: "было другое время", "это надо понимать духовно", "в христианстве есть заповедь "не убий"...", "Господь бы простил Авраама за непослушание"... Нет, я, конечно, не спорю: время было другое, нам следует понимать многое из Ветхого Завета духовно, а Авраам, может быть, даже был бы прощен за непослушание (хотя вряд ли) - но ведь это ничего ровным счетом не объясняет! Хорошо, время было другое, - а Бог? Он тоже был другим? Т.е. раньше Он жег города, а теперь вдруг подобрел и стал всех любить? Хорошо, мы должны все понимать духовно - а Авраам, который должен был убить любимого сына - тоже духовно? Хорошо, в христианстве есть заповедь "не убий" - а что, в иудаизме ее не было?
Итак, внимание, вопрос знатокам: что делать? Как примирить "злого Бога" с "добрым Богом"? Как вообще не скатиться к идее "двух богов", как связать "безнравственные поступки" Бога и данную Им нравственность?
Короче, как оправдать Бога?
Сразу оговорюсь: для меня вопрос о теодицее не стоит уже очень давно. Не то, чтобы я такая верующая (или такая безнравственная), просто я давно поняла: не все в этом мире доступно моему пониманию и, тем более, не все в этом мире должно мне нравится. Тем не менее, тут я решила порассуждать.
Итак. Мы исходим из того, что Бог добр. Мы исходим из того, что Бог не делает зла. Мы, в конце концов, исходим из того, что мы знаем, где добро, а где зло.
И, вроде бы, все эти посылы верны.
Но встает следующий вопрос: а откуда, собственно, мы знаем, что Бог добр и не делает зла, а также - где добро и где зло? И я лично, а со мной, вероятно, и все христиане (даже более того: представители всех авраамических религий), могу сказать лишь одно: от Бога. Я Ему предоставляю решать, что Он должен делать - потому что у Него в руках все возможности и все нити, потому что только Он знает, сколько вреда может принести развращенный Содом и что произойдет с жителями Содома, когда они сгорят (по крайней мере, достоверно известно, что в день Суда им будет отраднее, чем иудейским городам времен Господа нашего Иисуса Христа). Я не задаю Богу вопросов о добре и зле, потому что и добро, и зло я знаю только потому, что Он мне их показал как добро и зло. Я не спрашиваю, простил бы Он Авраама, если бы тот не стал приносить в жертву Исаака, потому что это проблема взаимоотношений Бога и Авраама. Вот когда Он от меня потребует чего-то подобного - тогда я задам себе этот вопрос. И тогда - и только тогда! - буду искать на него ответ. И это будет ОТВЕТ, а не тупое исполнение. Ибо каждая встреча с Богом - это Призыв и Ответ.
И продолжал Господь и сказал Иову: будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему. И отвечал Иов Господу и сказал: вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, -- теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду. (Иов, 39:31-35)"

P. S.
Надо сказать, что аргументация в религиозно-атеистических спорах - не только у верующих бывает слаба, но и у атеистов. Ну, что это за аргумент против религии: "Наука доказала, что ..."? Это же в точности как "Британские ученые доказали, что ...". Аргумент никакой, если спорят обычные люди, не шибко разбирающихся в теориях и формулах. А как надо? Ну, образцы хорошей логической аргументации и виртуозной риторики (без "ученые доказали") есть у Невзорова и у Никонова, например.
Вспомнился недавний забавный холивар:


via vladivostok

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments