timur_nechaev77 (timur_nechaev77) wrote in anticlericalism,
timur_nechaev77
timur_nechaev77
anticlericalism

О самоубийственной стратегии РПЦ

Оригинал взят у timur_nechaev77 в О самоубийственной стратегии РПЦ


РПЦ, всё последнее время, активно занимается тем, что сама наносит удар за ударом по своей репутации. Дела против кощунников - лишь незначительные эпизоды. Экономические спецоперации РПЦ - захват музейного имущества и прочей недвижимости, войны с жителями за строительство храмов в городских парках — наносят куда больший репутационный ущерб.

И вести себя по-другому РПЦ не может. Потому что церковь, помимо прочего, еще и экономический субъект, корпорация. И, как всякая корпорация, она обречена на расширение бизнеса, на экспансию (иначе проиграет в конкурентной борьбе с конкурентами - "сектами").

Но РПЦ еще и мечтает получить формальный статус государственной церкви (де-факто она его уже получила) — с соответствующими, законодательно закрепленными, преференциями. То есть церковь мечтает о возвращении своего дореволюционного статуса. Действительно, давайте вспомним, в каких исключительных условиях находилась православная церковь до революции. Когда Петр I конфисковал церковные земли, церковь, как обнаружилось, была крупнейшим собственником — у нее было отобрано 8,8 млн десятин и 2 млн 60 тыс. крепостных. Когда Екатерина II окончательно экспроприировала все церковное имущество, государство получило от этого доход в 1,5 млн рублей ежегодно (это в ценах 1764 года!). Став частью государства, церковь перешла формально на казенное финансирование — и в 1914, например, году на содержание духовенства и церковного аппарата, было потрачено 70,9 млн рублей. Но ведь при этом никто не отменял собственные доходы церковников — от треб, продажи православной атрибутики и сборов на церковные нужды с приходов. По расчетам Н.М. Никольского, доля государственных пособий в общем доходе православной церкви составляла в 1900-е годы не более 18–19%. Кстати, у церкви конфисковали не все земли: в конце XVIII века только в 29 губерниях в руках у церковников оставалось 700 тыс. десятин земли. При этом, как всякий арендатор, церковь в рыночных условиях имела, естественно, статус экономического агента (вернее, многих агентов — по числу приходов), и в результате к следующей национализации у нее в руках оказалось 8 млн 275 тыс. десятин земли (то есть церковь почти вернула себе все, что «национализировали» Петр и Екатерина!), а также 424 476 млн рублей капитала, 84 завода, 1816 доходных домов и гостиниц, 436 молочных ферм, 603 скотных двора и конюшни, 311 пасек. То есть, с одной стороны, церковь содержалась государством — как государственный институт (де-факто министерство), а с другой стороны, церковь и сама получала немалые доходы. Вот к этому исключительному положению и мечтает вернуться РПЦ.

Жадность и сребролюбие (а вовсе не козни «врагов церкви») — вот истинная причина всех церковных бед и неурядиц вплоть до ересей и расколов. Об этом еще 600 лет назад в своей знаменитой книге «О разложении церкви» писал Николай из Клеманжа.

Что борьба с детскими поликлиниками и больницами, что захват музейных ценностей, что борьба с кощунниками и сектантами — всё это лишает РПЦ наилучшей части своей паствы - культурных и интеллектуальных прихожан, то есть, полностью сводит на нет скромные результаты «религиозного возрождения» конца XX века. А невежественную, отсталую, кликушествующую, мракобесную, ксенофобскую публику всё это не оттолкнет. Таким образом, РПЦ сама проводит внутри паствы и клира - отрицательный отбор...
Церковь сознательно выбрала этот путь — игру на понижение. На привлечение не культурных, самостоятельно мыслящих, интеллектуальных прихожан, а именно их противоположностей. Почему? Потому что она предпочла массовость качеству. Именно поэтому РПЦ так настойчиво рвется в школу, армию и тюрьму. Чем ниже качество паствы, тем легче ее, паству, индоктринировать и тем большее число прихожан получится на выходе. В условиях образовательной катастрофы, когда в подавляющем большинстве школ в России скоро вообще перестанут чему-либо учить и школьники окончательно разучатся думать, это, безусловно, дальновидная тактика: те, кто хоть сколько-то способен соображать, конечно, получат на всю жизнь прививку от религии, но они заведомо окажутся в незначительном меньшинстве.
Это гарантирует РПЦ в обозримом будущем рост влияния и доходов, но в будущем более отдаленном — превращение в открыто отсталую, реакционную, мракобесную, заскорузлую тоталитарную структуру, которая будет все более откровенно входить в противоречие с окружающим миром. Что ж, если РПЦ хочет наступить на родные грабли и сама себя дискредитировать — хоругвь ей в руки, епитрахиль на шею.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments