timur_nechaev77 (timur_nechaev77) wrote in anticlericalism,
timur_nechaev77
timur_nechaev77
anticlericalism

Чувства верующего или маска провокатора?

Оригинал взят у timur_nechaev77 в Чувства верующего или маска провокатора?


via stav-reporter.ru
Следить за изменениями в действующем законодательстве бывает весьма непросто. Это касается в том числе сложных уголовно-правовых вопросов, столкнувшись с которыми можно буквально впасть в ступор. Настоящим чёртиком из коробочки, например, стала уголовная статья, касающаяся оскорбления чувств верующих. По делам этой категории суды выносят всё больше обвинительных приговоров, и любому из нас стоит задуматься о том, какими последствиями могут обернуться неосторожное высказывание или резкая шутка. Тем более что в обществе уже сформирована когорта тех, кто только и ищет повода оскорбиться.

Когорта православных оскорбленцев - не сформироваЛАСЬ, а её сформироваЛИ попы, по распоряжению Гундяева.



Всё начиналось с «бешеных» панков

Уголовная ответственность за оскорбление чувств верующих была введена в России в 2013 году, до этого подобные деяния относились всего лишь к разряду административных правонарушений. Толчком к столь радикальному ужесточению законодательства послужило скандальное дело участниц группы «Pussy Riot», устроивших в феврале 2012 года пародию на христианский молебен в московском храме Христа Спасителя. Осуждены они были за банальное хулиганство, но в качестве мотива совершения преступления фигурировала именно религиозная ненависть.

Кому и для чего понадобилось лепить образ «узниц совести» из хулиганствующих неформалок – вопрос отдельный, но сами фигурантки дела вряд ли ожидали столь жёсткого приговора, согласно которому, две из трёх подсудимых получили реальные сроки заключения. Итогом кривляния в храме стали два года лагерной баланды.

Не две, а три (из пяти) участницы панк-молебна получили реальные сроки: Катя Самуцевич отсидела 7 месяцев в тюрьме.



Казалось бы, действующего на тот момент законодательства было вполне достаточно для назначения наказания, вполне соразмерного совершённому правонарушению. И тут в обществе разгорелась нешуточная дискуссия об идеологической подоплёке устроенной провокации и необходимости противодействия любым проявлениям кощунства именно на законодательном уровне. Так на свет появился новый состав преступления, сформулированный 148-й статьёй Уголовного кодекса («Нарушение права на свободу совести») в том виде, в котором он имеет место сейчас.

Приговоры, поставленные на поток

На протяжении почти двух лет уголовных дел по новой статье не возбуждалось. Отсюда вопрос: зачем было поднимать шум общероссийского масштаба и инициировать внесение ужесточающих поправок? Короче говоря, закон нужно было любым путём заставить работать. В самом деле, статья есть, а преступлений нет. Непорядок!

Считается, что первым в России судебным разбирательством об оскорблении чувств верующих стало дело нашего земляка, жителя Ставрополя Виктора Краснова, известного в социальных сетях как «Колосов». Процесс Краснова более года проходил в мировом суде краевого центра и стал событием федерального масштаба. Общественность с нетерпением ждала резонансного судебного решения. Но слушания приняли затяжной характер, а за это время возбуждение аналогичных дел было поставлено на поток в рамках всей страны.

2016 год выдался максимально урожайным. Так, в мае суд города Бердска вынес приговор Максиму Кормелицкому, высмеявшему на своей странице в одной из социальных сетей участников крещенских купаний. Неудачная шутка обернулась для него 1 годом 3 месяцами колонии-поселения. Месяцем ранее в Свердловской области на скамье подсудимых оказался местный «жрец» культа вуду, совершивший ритуальное жертвоприношение петуха. Суд принял решение отправить незадачливого адепта экзотической религии на принудительное лечение в психиатрическую клинику.

Дальше всё пошло по отработанному сценарию. Дагестанский спортсмен, осквернивший статую Будды в Элисте. Оренбургский преподаватель, опубликовавший в Интернете статью, озаглавленную «Злой Христос». Нетрезвая жительница Феодосии, прилюдно раздевшаяся в храме. Двое мужчин в Кировской области, повесившие на придорожном поклонном кресте самодельное чучело. Казалось бы, всё перечисленное – банальное хулиганство, никак не дотягивающее до уголовного преследования. Но в большинстве случаев имел место обвинительный приговор суда. Наказание за совершённое преступление было различным: от штрафа в случае пьяной крымской эксгибиционистки до условного приговора, вынесенного дагестанскому борцу.

«Не судите и не судимы будете…»

Кто же занимается мониторингом преступлений против религиозных чувств? Ведь официальные представители традиционных религий предпочитают дистанцироваться от подобных процессов. Достаточно вспомнить, что даже отношение священников РПЦ к делу «Pussy Riot» при жёсткой критике всего произошедшего в некоторых случаях оказалось далёким от требований жестокой кары для богохульниц (показательна в этом отношении позиция протодиакона Андрея Кураева).

Да, позиция Кураева в отношении "кошунниц из Pussy Riot" очень показательна, и она показывает лицемерие Кураева



Хорошо известно, что некоторые верующие считают себя непререкаемыми авторитетами в богословских вопросах и готовы самостоятельно взять на себя миссию защиты духовных основ исповедуемой ими религии. Именно про них в народе говорят, что они бОльшие католики, чем папа римский, и более православные, чем патриарх московский и всея Руси.

Патриарх Киприлл, в смысле обидчивости, мстительности и жестокости - недостижимый эталон для православного верующего.



Такие активисты, успешно отыскивающие друг друга на бескрайних просторах Интернета, создают целые сообщества, участники которых занимаются неустанным поиском информации, которая, по их мнению, способна оскорбить как их самих, так и возможных единоверцев.

Одним из таких сообществ – немногочисленным, но активным, - названным
«Православный юридический центр быстрого реагирования», руководит москвич Георгий Солдатов. Официально декларируемая цель – «быстрое качественное решение острых задач разных уровней в правовом поле, в первую очередь, для православных верующих». Возможно, некая юридическая помощь действительно оказывается, но большую известность центр получил благодаря совсем иному роду деятельности.

В частности, на странице организации в одной из социальных сетей опубликован призыв присылать ссылки на посты, носящие кощунственный характер и оскорбляющие чувства верующих. «Каждая ссылка будет отработана. Будут приняты все меры, направленные либо на её удаление, либо на привлечение лиц, их разместивших, к предусмотренной законом ответственности», – заверяют администраторы сообщества.

И хотя среди комментариев присутствуют как откровенно издевательские, так и призывающие вспомнить евангельское «не судите и не судимы будете», это нисколько не смущает руководителей центра, деятельность которого уже начала приносить первые плоды.

Выявил пост – написал заявление

Так, в конце прошлого года в их поле зрения попало сообщество МДК, насчитывающее несколько миллионов подписчиков «В контакте». Следует отметить, что особой интеллектуальной составляющей контент группы не блещет – плоские шутки, фотографии котиков и девушек, попсовые музыкальные композиции. И кто бы мог представить, что среди всего этого информационного хлама бдительные цензоры обнаружат пост, оскорбляющий чувства верующих! Тем не менее кощунственная ссылка легла в основу заявления, направленного в полицию, где к нему отнеслись с должным вниманием и пониманием. После проведения комплексного психолого-лингвистического исследования было установлено: исследуемый материал действительно «содержит признаки, свидетельствующие о сознательном осквернении предметов религиозного почитания», а также «признаки пропаганды неприязни к представителям религии Православие».

Как следует из ответа, направленного в адрес центра, личность автора поста установлена. Можно не сомневаться, что в ближайшем будущем ему предстоит стать очередным фигурантом уголовного дела с идеологическим подтекстом.

Одержанная победа окрылила православных юристов, продолжающих исследовать виртуальное пространство в поисках того, чем ещё можно было бы оскорбиться, причём максимально болезненно. Следующим сообществом, обратившим на себя их внимание, стал паблик «Лентач» с количеством подписчиков более 1 миллиона человек. В конце февраля администрация сообщества получила ультиматум от руководства всё того же центра, предложившего добровольно удалить целый ряд постов (главным образом, изобразительного характера), угрожая в противном случае обращением в правоохранительные органы со всеми вытекающими последствиями.

Ставропольский прецедент

Ставропольские верующие Александр Кравцов и Дмитрий Бурняшев, оскорбившиеся высказываниями В. Краснова, действовали по иной схеме: сначала они усиленно поддерживали диалог с Красновым в одном из сообществ, невзирая на едкие реплики последнего, а затем, получив от него достаточный объём сарказма, написали заявление в полицию (причём отталкиваясь исключительно от комментариев оппонента).

Участвовать в судебных заседаниях оба долгое время не спешили, а когда всё-таки появились, то сначала начали путаться в показаниях, а затем и вообще отказались принимать участие в процессе. Перлы, которые позволяли себе именующие себя «православными» потерпевшие, неизменно вызывали бурю эмоций у присутствующих. Например, на предложение адвоката обратиться к текстам святых отцов один из них заявил: «На заборе тоже много чего написано!» Продемонстрировав, таким образом, всю глубину и искренность своих религиозных чувств.

Но всё имеет своё логическое завершение, и в феврале 2017 года судья по ходатайству обвиняемого прекратил производство по уголовному делу в связи с истечением срока давности. Спрашивается, чего добились истцы, отказавшиеся от борьбы за собственные убеждения? Складывается впечатление, что главным для них стал сам факт написания заявления в компетентные органы, а дальше – хоть трава не расти…

Итак, 148 статья УК уже работает в полную силу и скоро по количеству вынесенных приговоров сможет составить конкуренцию другой политической статье – 282 й. А ведь как любят подчёркивать первые лица страны: «В России за убеждения не сажают…». Сажают, ещё как сажают! И добровольные помощники для этого найдутся. Причём из числа тех, что называют себя людьми верующими, на словах осуждающими репрессивную политику сталинского режима. В общем, времена меняются, внутренняя же суть таких персонажей остаётся неизменной.

Subscribe

  • Спор с попом об иконах

    С атеистических позиций спорить с верующими неинтересно ("Бога нет! - сказал Остап, Бог есть! - сказали ксендзы*), поэтому поспорил с попом…

  • Экзотическое богословие

    Пример религиозной экзотики - Екатерина Шахматова, которая верит сразу во всех богов, но больше всех в Христа и Кришну. Еще интересное в…

  • Невзоров и Высоцкий о святом Иосифе Рогоносце

    Несколько комментариев от православных: Шагигмин: Я человек верующий и меня очень оскорбили слова Невзорова. Александр Глебович изучите веру…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments