via portal-credo.ru
С точки зрения светского человека, доносительство на инакомысляших это удел подонков и моральных уродов. Но с точки зрения нравственных норм РПЦ, доносительство на еретиков - добродетель, как впрочем и убийство еретиков, которое в РПЦ даже грехом не считается (см. видео "Можно ли убивать еретиков"). Вот небольшой штрих к травле Свидетелей Иеговы, начатой государством по инициативе Русской Православной Церкви. Как и предполагалось, первая посадка Свидетеля Иеговы (в мае 2017 в городе Орел) произошла при активном участии РПЦ. Сомнительная честь стать провокатором и стукачом принадлежит православному активисту Олегу Курдюмову (Вк). Он пообщался с Деннисом Кристенсеном, гражданином Дании и одним из орловских Свидетелей Иеговы, записал разговор на диктофон и передал запись ФСБ. Спустя 9 дней Кристенсена арестовали, и он сидит в СИЗО уже больше года. Цитата из репортажа о судебном заедании по делу Кристенсена. Стукач Олег Курдюмов был там в качестве секретного свидетеля, поэтому выступал под псевдонимом «Алексей Петрович Ермолов».
via sobchakprotivvseh.ru
"«Ермолов» поведал суду, что посещать собрания свидетелей Иеговы в «Зале царства» дома по Железнодорожной улице в Орле стал с 2016 года. По словам свидетеля, руководителем собраний был Деннис Кристенсен. Отчества он не знает, так как на собрании было принято обращаться друг к другу по именам. Далее свидетель рассказал, в какие дни в «Зале царства» проходили собрания и пояснил также, что свидетели Иеговы имеют свою иерархию.
Глава организации в Орле, по его словам, назывался старейшиной. Кристенсен, отметил он, являлся старейшиной собраний в Орле и Орловской области. Каждый член организации, сказал свидетель, должен был привести на собрание своих родственников. В случае, если это невозможно, он должен был отказаться от общения с ними. «Свидетели Иеговы старались общаться в своем кругу, но также старались вовлечь в него новых членов организации», - сказал «Ермолов». «Свидетелями» также принимались меры, чтобы сохранить человека в организации. О случаях исключения людей из организации ему неизвестно, этот вопрос решался «старейшинами в закрытом режиме».
— Как осуществлялось взаимодействие в организации? В частности, что нужно было делать, если члены семьи не были свидетелями Иеговы? — поинтересовалась сторона гособвинения.
— Нужно было принять все меры, чтобы вовлечь членов семьи в организацию, - уверенно заявил засекреченный мужчина.
— Кристенсен рекомендовал разрывать отношения, если члены семьи не исповедовали религию свидетелей Иеговы?
— Он рекомендовал литературу, которая должна была привести их к однозначной мысли об этом.
— Чем занимались последователи свидетелей Иеговы на службах, что изучалось на собраниях? Кристенсен проводил их? — продолжала задавать вопросы сторона обвинения.
— Он принимал участие во всех собраниях, на которых я присутствовал. Первая часть — проповедь. Выступления казались экспромтом, однако основные тезисы рекомендовались из Управленческого центра в Санкт-Петербурге, а он, в свою очередь, получал их из США. Вторая часть — это изучение Библии, как говорили свидетели. Но по сути изучались их брошюры. В форме вопросов и ответов, - продолжал четко отвечать «Ермолов».
— Кто занимался организацией собраний?
— Тема определялась из Санкт-Петербурга. Выступающие определялись на местном уровне. Кто именно определял — мне неизвестно. Полагаю, это входит в обязанности старейшин.
— В адрес государства Кристенсен что-нибудь говорил? Противостоять ему или поддерживать? — уточнил прокурор.
— И со слов Кристенсена, и свидетелями Иеговы говорилось, что с государством нужно поддерживать нормальные отношения, но никак не сотрудничать. Не участвовать в выборах, не служить в армии, не заниматься политикой, - ответил «Ермолов».
— А как свидетели Иеговы относились к другим религиозным учениям, на собраниях об этом что-то говорилось?
— Единственно верным учением объявлялось учение свидетелей Иеговы. Другие объявлялись вредными и опасными, - сказал «Алексей Ермолов».
Относительно литературы он пояснил, что видел ее только на первых собрания. В 2016 году она практически иссякла.
— Они объясняли это тем, что ее стало сложно провозить через границу. Но рекомендовалось брать ее, скачивать со специальных сайтов и использовать на планшетах, так как так ее было сложнее обнаружить. Пожилые люди пользовались распечатками этих брошюр. Кристенсен и другие члены организации говорили о том, что запрещенную литературу нежелательно проносить. Но от членов организации я узнал, что запрещенная литература проходила небольшую обработку, например, менялось название, что позволяло выдавать ее за другие издания, — заявил засекреченный свидетель.
— В оперативно-розыскных мероприятиях вы участвовали на богослужениях? — задал вопрос адвокат Виктор Женков.
— Нет, не участвовал, - ответил свидетель.
— Все жители, которые живут в Орле и посещают регулярно собрания Свидетелей Иеговы являются членами МРО «Свидетели Иеговы-Орёл»? — продолжил адвокат.
— Да, все те, кто регулярно посещают собрания, платят взносы в ящик для пожертвования и выполняют требования организации, — ответил свидетель.
— А кто вам сказал, что для того, чтобы попасть на богослужение, нужно было пройти месячный курс, что потом можно было их посещать, а дальше принятие крещения?
— Это открытая информация. Я ознакомился с литературой в интернете, пообщался с членами организации и сделал такой вывод, — сказал свидетель.
— Почему вы считаете, что руководителем должен быть именно старейшина?
— Об этом даже Википедия знает, — вновь ответил «Ермолов».
— Богослужения вы посещали добровольно?
— Да.
— Опасности от людей там не чувствовали?
— Нет. Все были дружелюбны.
Свидетель также рассказал, что присутствовал даже на конгрессе Свидетелей Иеговы. Но подробности раскрывать не стал в целях сохранения конспирации. Конгресс проходил в Орле, сколько на нем присутствовало людей, он ответить затруднился. На Конгрессе Кристенсен уделял внимание новеньким, со всеми знакомился, сказал «Ермолов». Об обыске в «Зале царства» он узнал из СМИ, о флешмобе — с сайта свидетелей Иеговы. О том, что рекомендовалось не давать показания на следствии и не говорить, кто лидер, он узнал «от других членов организации». Но от кого именно, отвечать отказался: «Это укажет на мою личность».
— Вы встречались в кафе «Кантри-чикен» на улице Октябрьской с Кристенсеном? — спросил адвокат.
— Ответ на этот вопрос может указать на мою личность, — ответил свидетель.
Именно эта встреча записывалась сотрудниками ФСБ. В ходе судебного заседания ранее сотрудник госбезопасности, проводивший оперативно-розыскные мероприятия, не смог вспомнить фамилию собеседника Кристенсена. Теперь стало понятно почему.
Во время ответа на этот вопрос в зале раздался смех. Когда он стих, адвокат Антон Богданов ловко выдержал паузу, а затем медленно произнес:
— Олег Геннадьевич, вам хорошо слышно?
Тишину нарушил государственный обвинитель.
— Ваша честь, к чему эти провокационные вопросы! У нас тут «Алексей Петрович» заявлен! — запротестовал он.
Свидетель в это время заявил, что ему стало плохо слышно. Адвокат же задал вопрос Деннису Кристенсену — знает ли он, кто скрывается под псевдонимом «Алексей Петрович Ермолов». Кристенсен поднялся со скамейки и уверенно заявил:
— Да, Олег Курдюмов!
Как следует из открытой информации в сети Интернет, Олег Курдюмов — давний поборник РПЦ. Был участником Международной научно-практической конференции «Социальное учение церкви и современность» памяти святителя Феофана Затворника. Проводил регистрацию участников. В 2011 году вышла книга Олега Курдюмова «Особенности идейного противоборства Русской Православной Церкви со скопческой ересью в XIX веке (по материалам Государственного архива Орловской области)». Также он активный пользователь соцсетей.
Впрочем, рассекреченного свидетеля в суде все же продолжили допрашивать согласно регламенту — под псевдонимом. На вопрос, считает ли он религию свидетелей Иеговы единственно истинной, свидетель отвечать отказался. Он пояснил, что ему была интересна «богословская составляющая», и он решил сам во всем разобраться, потому и пошел на собрания.
— А вы пели религиозные песни вместе с остальными на богослужении? — поинтересовалась защита.
— Нет, я просто вставал из уважения к собравшимся.
— Молились?
— Это слишком личный вопрос, я не буду на него отвечать.
На вопрос суда о том, откуда ему стало известно полное название МРО «Свидетели Иеговы-Орёл», «Ермолов» пояснил: из СМИ. Сами верующие называли себя братьями и сестрами, или просто свидетелями Иеговы.
— Откуда вам известно, что старейшиной является Кристенсен? — спросил судья Алексей Руднев.
— По целому набору косвенных признаков, — начал свидетель. — Он приветствовал входящих, ему представляли новых членов, он вёл большую часть богослужений. К нему обращались по хозяйственным вопросом. Отсюда и сложилось мнение, что он здесь главный.
Он также остался убежден, что в «Зале царства» и после решения суда о ликвидации продолжали собираться члены именно запрещенной религиозной организации. На этом умозаключении свидетеля и завершилось очередное заседание.
Между тем, незадолго до заседания стало известно, что правительство королевства Дании в качестве третьего лица вступило в дело «Кристенсен против России», рассматриваемого в Европейском суде по правам человека. Жалоба была подана в ЕСПЧ в июне 2017 года, после того, как российские суды приняли решение о досудебном заключении под стражу Денниса Кристенсена. В заявлении датского правительства, в частности, ставятся вопросы о том, не нарушались ли при принятия решения о заключении датчанина под стражу фундаментальные права человека, европейские конвенции о свободе вероисповедания и прочие документы, декларирующие гражданские свободы".