timur_nechaev77 (timur_nechaev77) wrote in anticlericalism,
timur_nechaev77
timur_nechaev77
anticlericalism

Categories:

Поповская цензура в ЖЖ?



via ru-antireligion
"Почти два года прошло с момента выхода в свет книги Марии Кикоть "Исповедь бывшей послушницы". Книга имела впечатляющий по нашим временам резонанс в обществе. Марии удалось затронуть очень широкие круги, не только городскую интеллигенцию, офисных хипстеров и провинциальное мещанство, но даже достать до дна весьма вязкого и резистентного к внешней критике церковного болота, проникнуть до самых его низов. Болото забурлило, начало отвратительно булькать и безобразно колыхаться. На долгие месяцы "Исповедь" превратилась почти в единственную тему обсуждений в православном рунете, породила разнообразные коллективные письма игумений, выступления по радио радонеж, серии публикаций на самых известных православных порталах, ни один популярный церковный спикер не остался безучастным, "Исповедь" комментировали все. Осведомленность о тексте Марии побила даже рекорды истории с волшебными часами, о нем так или иначе узнала даже рядовая, самая беднейшая и бесправная паства в монастырях, то есть наиболее изолированная, не самостоятельная и психически зависимая часть церковного мира. В результате, спрос на книгу стал настолько велик, что менее чем через год состоялось второе издание, а это для художественной публицистики на столь чувствительную тему большая редкость. Тираж сметали с прилавков как новую книжку про Гарри Поттера, лежавшую в те дни рядышком. А вокруг купивших книгу сразу возникала очередь из родственников, друзей и знакомых на "почитать".

Разумеется, фигуранты дела рвали и метали. Ходили довольно убедительные слухи о постоянных попытках давления на издателей, переговорах церковных чинов с начальством с целью воспрепятствовать выходу книги. Вплоть до запугивания конкретных ответственных лиц. Редакторам, корректорам и вообще всему персоналу, причастному к предпечатной подготовке, приходилось соблюдать меры предосторожности. Ситуация становилась выматывающей. Для подготовки текста требовалась регулярная коммуникация с автором. Бывало, усталый редактор после рабочей недели к ночи доползал до дачи, тоскливо смотрел на кровать, затем в зеркало на огромные круги под глазами, запирал дом, проверял периметр по камерам, спускался в подвальчик, клал рядом с собой большой пистолет, ставил серебряное блюдечко с капсулой яда на всякий случай, открывал старенькую Toshiba с операционкой Tails, запускал Double VPN с технологией Secure Core от компании ProtonVPN AG, из под VPN запускал Tor-browser, открывал в нем веб-анонимайзер, и через него, с помощью виртуальной клавиатуры, писал письмо Марии для согласования новых правок.

Но... поползновения клерикалов оказались тщетны. Героизм безымянных тружеников преодолел телефонное право и административный ресурс РПЦ, книга вышла. На фоне резонанса, обвинять авторов в оскорблении верующих чувств постфактум было совершенно бесперспективно. Ситуация осложнялась еще и тем, что почти полный текст книги был опубликован в личном бложике Марии, https://visionfor.livejournal.com, и затем многократно перепощен на разных ресурсах. Об аресте тиража, или о попытках давления на магазины (чтобы прятали под прилавок), стало бы известно, что при наличии альтернативных источников только привлекло бы к ним еще большее внимание. Поэтому РПЦ на тот момент проиграла. Но не забыла обид и с тех пор, как станет ясно из дальнейшего, вынашивала планы мести.

Между тем, бложик М. Кикоть стал жить самостоятельной жизнью. В нем появились отзывы в виде отдельных постов, обзоры мнений, в т.ч. священников, десятки довольно подробных анонимных исповедей пострадавших в комментариях, обстоятельные теологические и публицистические дискуссии, кто виноват и что делать, тайная жизнь церкви таким образом стала явной и как на дрожжах обрастала новыми документальными подробностями и свидетельствами очевидцев. Появилась постоянная рубрика "избранные комментарии". Новые анонимные исповеди вызвали следующую волну интереса, их цитировали на правмире, портале Ахилла, ссылались Кураев и Калаказо, костерили на русклайне, и так далее. Всё это раздражало игумению и ее крышу еще больше. Можно только гадать, сколько гнилых зубов было сломано в результате скрежетания от бессильной злости в тиши монастырских vip-келий. Они затаились и выжидали...

И вот, прошло два года. Тираж раскуплен. Игумения получила медаль из рук Степашина. Историю начали потихоньку забывать. Пыль улеглась. Но не улеглась жажда мести в себялюбивом сердце скандальной матушки.

Блог Марии Кикоть за это время стал хорошо индексироваться, и при поиске игумении, или даже слова "монастырь", обязательно выпадал в результатах. Десятки пространных анонимных писем-исповедей, и что важно, эта ценнейшая документалистика была эксклюзивно расположена в ее блоге, тоже присутствовали в поиске. Очевидно, что этот блог, а в особенности обсуждения в нем, были пылающей занозой в мягком месте служительницы божьей любви. И коль скоро на оскорблении чувств сыграть не удалось, а выпилить неугодный контент по-прежнему очень хотелось, понадобилось найти альтернативное, "законное и правовое" решение, как выражались в свое время спикеры ВРНС. Чтобы достичь окончательного забвения. Полной цифровой амнезии совести.
И решение было найдено. В администрацию луженьки внезапно поступило такое требование:
------------------------------------------------------------------------
Уведомляем вас о незаконном размещении литературных произведений – далее «Произведения» на вашем сайте, правообладателем которых является ООО «Издательство «Эксмо».
Требуем незамедлительно удалить (заблокировать) Произведения на Интернет ресурсе, а также принять достаточные меры по недопущению повторного нарушения прав на указанные произведения на Интернет ресурсе.
Наименование произведения и ссылка на нелегальный контент:
Кикоть Мария. Исповедь бывшей послушницы - https://visionfor.livejournal.com/

------------------------------------------------------------------------
Что тут надо отметить. Блог М. Кикоть не был тайной, о нем все знали. Мария публично и поименно благодарила издателей из Эксмо на страницах ЖЖ. Скажем больше, некоторые из издателей в комментах отвечали на вопросы аудитории (например: https://visionfor.livejournal.com/14571.html). Следовательно, в издательстве совершенно точно знали, что один из изданных ими авторов имеет блог, в котором опубликован текст книги. Претензии спустя два года выглядят подозрительно. Авторские права - беспроигрышная тема, ведь поскольку администрация соцсети не может быть стороной в споре, то превентивный саспенд практически гарантирован. А тягаться с монстрами из Эксмо в суде бедной женщине не по силам.

Наконец. Журнал только наполовину состоит из "чужих" текстов, весь остальной контент, то есть половина постов, а также 100% обсуждений, Эксмо не принадлежит. На эту половину права заявлены быть не могут. Это отзывы, комментарии, новости и обзоры. Но претензия предъявлена к блогу целиком. Более того - к ресурсу целиком. Зачем предъявлять заведомо избыточные требования, если только не предположить, что авторские права -- лишь повод для удаления из интернета журнала М. Кикоть? Ведь при очередной переиндексации эти записи и комментарии исчезнут из гугла и из гуглокеша. А инспирировать такие требования вполне могли клерикальные дельцы. Точно тем же способом телефонного права, каким они пытались не допустить издания еще два с лишним года назад.

Я делаю вывод, что мишень цензоров в данном случае -- не книга, а полемика вокруг нее. В наиболее полном виде собранная в блоге Марии Кикоть, по адресу https://visionfor.livejournal.com.
А вы что думаете?"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments