timur_nechaev77 (timur_nechaev77) wrote in anticlericalism,
timur_nechaev77
timur_nechaev77
anticlericalism

Categories:

По стопам Преподобного Адриана

Первый эпиграф: Преподобный Андриан был обласкан властью, но в итоге убит местными жителями.



Второй эпиграф: В 2018 году, по ходатайству патриарха Кирилла, в закон о запрете самовольных построек было внесено одно исключение: РПЦ получила право самовольно захватывать государственную землю и строить на ней свои здания, без получения каких-либо разрешений от органов власти.
------------------------------------------------------
Теперь сама статья. Место действия: окрестности Питера, восточный берег Ладожского озера и расположенный там Андрусовский монастырь. Пишет Александр Степанов: "Монахи Андрусовского монастыря хотят лишить местных жителей возможности рыбачить на Андрусовской губе Ладожского озера, даже перекрыть подъезд к ней.

История этого противостояния длится уже не один год. Началась она с того времени, когда под модные разговоры о «возрождение духовности», на берегу Ладоги, неподалеку от поселка Ильинский, где когда-то очень давно стоял монастырь, появились первые монахи. И потом, в 2011 году, районная администрация предоставила возрождаемому монастырю безвозмездно 15 гектаров земли сроком на 10 лет. Решение, которое само по себе вызывает вопросы.

Тут надо пояснить, что местечко Андрусово находится на территории особо охраняемой природной территории — заказника «Андрусово». Создан он был, с целью сохранения природных ландшафтов, растений и животных, занесенных в Красную книгу, еще в 1991 году.
В Положении о заказнике сказано, что на его территории запрещено любое строительство. Таким образом, при предоставлении монастырю земельного участка фактически было нарушено действующее законодательство.

Но это не помешало появившимся в Олонецком районе монахам начать свое строительство. А затем и установить шлагбаум на дороге к Ладожскому озеру. Тогда, несколько лет назад, местные жители в своем коллективном обращении писали:

«Испокон веков жители Олонецкого района ездили по этой дороге к месту отдыха и рыбалки, многие держали здесь свои лодки и даже проживали в летнее время. Но теперь эти промыслом стало невозможно заниматься, так как дорога в бухту перекрыта с надписью «Посторонним вход запрещен». Хотелось бы знать, кто посторонний – коренные жители или неизвестно откуда и совсем недавно приехавшие люди? Эта дорога всегда была общего пользования. Мы не против возрождения монастыря на историческом месте, мы против захвата природоохранной зоны Ладоги (уже висит объявление об очистке берега от лодок и прочего инвентаря). Люди возмущены до крайности, периодически происходят столкновения между рыбаками и жителями обители».

Тогда конфликт удалось уладить, монахи шлагбаум сняли. Но только на время.

Надо признать, что и среди местных рыбаков есть те, кто в пределах 200-метровой береговой зоны построил сарайчики и прочие хозпостройки. Конечно, это нарушение закона. Но в данном случае прокуратура отреагировала и обратилась в суд, который возложил на нарушителей обязанность освободить земельные участки, незаконно занятые и используемые для размещения хозяйственных построек на территории заказника. Все правильно. Но что же с куда более основательным монастырским строительством?

Когда я стал разбираться с этим вопросом, то выяснилось, что оказывается, бывают «богоугодные» незаконные постройки. А именно: федеральным законом № 339-ФЗ, «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках)», принятым в прошлом году, в том числе установлено, «по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла», что храмы и иные самовольные постройки религиозного назначения выведены из-под запрета на использование. При этом, согласно п.1 ст.2 нового закона религиозные организации вправе использовать самовольные постройки религиозного назначения, а также самовольные постройки, предназначенные для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующие с ним единый культовый комплекс, в случае соответствия таких построек требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В том случае, если вышеуказанные самовольные постройки не отвечают установленным Правительством РФ требованиям, их использование религиозными организациями допускается до 2030 года.

Можно только позавидовать лоббистским возможностям РПЦ. Но проблема в том, что монастырское строительство в зоне природного заказника продолжается. А это уже новое нарушение закона! Но на него прокуратура почему-то пока никак не реагирует. Хотя, ведь если подали в суд на рыбаков, соответственно, должен быть подан такой же иск и к Андрусовскому монастырю. Или, как говорил один киношный герой Олега Ефремова, «a нога — у того, у кого надо нога?»

Понятно, что чувствуя такую благожелательность со стороны властей, которые недавно подтвердили свое решение о выделении земли, монахи из обители опять готовы показать «кто здесь хозяин» и никого не пускать к озеру.

Постскриптум

Поразительно, но история основателя Андрусовского монастыря весьма поучительна и как будто, повторяет нынешние события. Если верить житию этого святого, преподобный Адриан Ондрусовский происходил из знатного московского дворянского рода, но ушел в монахи и поселился на берегу Ладоги. Монастырь при нем рос и строился, и великий князь, Василий III, даже пожаловал ему особой грамотой милостыню из своей казны и вместе с этим запретил своим наместникам брать пошлины с монастырских ловцов и рыбных тоней. А Иван Грозный, подтвердив грамоту своего родителя, пожаловал игумену с братией на Ладожском озере новые рыбные тони. Преподобный Андриан был обласкан властью, но в итоге убит местными крестьянами. Якобы они позарились на царские дары. Между прочим, весьма типичная история в то время.

Василий Ключевский, крупнейший дореволюционный историк и автор диссертации «Жития святых как исторический источник», отмечал что «рассказы об озлобленном отношении окрестных обывателей к строителям монастырей, их опасения потерять земли и угодья не редки в древнерусских житиях».

То есть, если реконструировать те давние события, получается банальная ситуация: приехал в глухую провинцию аристократ из Москвы, начал устанавливать свои порядки, «отжимать» у местных крестьян важнейшие источники их пропитания. Соответственно, вызвал ненависть и был в итоге убит. Другого пути отстоять свои права у карельских крестьян тогда не было. Что поделаешь, позднее средневековье – оно такое…

К счастью, теперь у нас есть суд и прокуратура, которые призваны защищать закон и права жителей Олонецкого района. Не так ли?"

P.S. Сейчас монахи угрожают судом автору статьи, Александру Степанову (Фб)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments