![]() via slavfond.ru |
Пишет Александр Панчин: "Одно из направлений ползучей клерикализации в России — попытка установить монополию на культуру. Православие или ничего. Гегемония хоругвеносцев. При этом они ошибочно полагают, что их религия объективно лучше других, что один Бог лучше многих или пустого множества, не имея на то никаких оснований. Но тут речь даже не про религию, а про покушение на право людей увлекаться историей. Своими переживаниями поделилась со мной историк Алина Ковалёва, специалист по русской культуре XIX века"
Пишет Алина Ковалёва: "Вкратце: в Москву на Масленицу пригласили 100+ иностранных «окрутников» (суть те же реконструкторы, но изучают не повседневную, а праздничную культуру); во всем мире фестивали народной культуры и обрядовости курирует Юнеско, они собирают огромную аудиторию, и все довольны. У нас первая же реакция - кляузы Фонда славянской культуры и письменности (!) с требованием запретить, разогнать и не пущать".
Далее статья Алины Ковалёвой:
«Через две недели в Москве состоится «Международный фестиваль ряженья, шутовства и окрутничества». Но православная общественность уже негодует и требует запретить.
История этого мероприятия следующая: в 2020 году из-за аномально-жаркой погоды был отменен болгарский фестиваль «Сурва», который вот уже много лет проводится под эгидой ЮНЕСКО и аккумулирует фольклористов-традиционалистов со всего мира. После этого несколько коллективов из Венгрии, Италии, Болгарии и т.п. пригласили в Москву. Там они встретятся с русскими «окрутниками» и вместе будут демонстрировать «прадедовские» масленичные традиции в рамках фестиваля «Московская масленица». Если, конечно, выступление не запретят по требованию поборников «истинной русскости», а если быть точнее то «Фонда Славянской письменности и культуры». Демонстрация масленичных традиций Болгарии, Венгрии, России и т.п. внезапно вызвала у фонда приступ негодования.
Традиции рядиться в шутовские одежды, устраивать потешные игры, костюмированные шествия, в особенности, в канун Рождества (колядки) или Великого поста (масленица) известны у большинства европейских народов. Семантика тоже вполне прозрачная: колядуем, поем, собираем дары по всей деревне - значит, призываем достаток и удачу, носим страшные рогатые маски, шумим, гремим, обвешиваемся колокольчиками, погремушками и т.п. - отпугиваем нечистую силу. Собственно, внешняя, визуальная сторона традиционной обрядовости изучена фольклористами вдоль и поперек. Источники славянских праздничных обрядов довольно многочисленны, исчисляются сотнями, если не тысячами письменных свидетельств, их изучают участники этнографических экспедиций, культурологи, антропологи и т.п. Разумеется, о каких-то реальных обрядах речь не идет; современные окрутники только воссоздают механику праздничной деревенской (народной) культуры в доиндустриальную эпоху. Колядуют, играют на традиционных музыкальных инструментах, устраивают костюмированные шествия. Это предельно внеконфессиональный процесс.
А вот по словам директора Фонда Славянской Письменности они пьют кровь животных (хорошо хоть не людей), глумятся над православием и т.п.; кроме того, предупреждает недремлющая общественность, фестиваль окрутников - это «продукт русофобский, потому что неоязычники отвергают историю целого тысячелетия, предают собственных прадедушек и прабабушек»; а вдобавок, очевидно, подрывают основы российской государственности, поелику: «стоит вспомнить, что Майдан в Киеве начался силами адептов всевозможных сект и неоязыческих движений».
Очень надеюсь, что эта кляуза никак не повлияет на проведение фестиваля. И мы все же увидим, как отмечают масленицу в Болгарии, Венгрии, Италии и т.п.»
На фото: так выглядят подобные фестивали. Конечно, там пьют кровь, ага. Очень смешно и про отвержение опыта тысячелетия, учитывая, что тут вещи более традиционные, чем православие:


