timur_nechaev77 (timur_nechaev77) wrote in anticlericalism,
timur_nechaev77
timur_nechaev77
anticlericalism

Categories:

Поедание колбасы - смертный грех!

Правило Трулльского Вселенского Собора о колбасе: "Если кто из церковнослужителей будет есть колбасу, то будет извержен из сана, а если колбасу будет есть мирской человек, то будет отлучен от церкви". Трулльский Собор - это тот самый, за нарушение правил которого, получили тюремный срок девушки из Pussy Riot. Так вот, постановление Собора запрещало православным есть колбасу под страхом отлучения от церкви. Под катом оригинал текста, который в переводе на русский означает следующее: "Некоторые хитрецы изготавливают колбасу, смешивая разные виды мяса с запрещенной к употреблению кровью животных. Если кто из церковнослужителей будет есть колбасу, то будет извержен из сана, а если колбасу будет есть мирской человек, то он будет отлучен от церкви".


https://p-syutkin.livejournal.com/616877.html
«Зайцы верченые, почки крученые», - кто же не помнит эту цитату из фильма? «Домострой» говорит нам еще о «зайцах сковородных». Да, сколько их было! Но заяц – это еще и запретная пища много веков назад.

Церковные запреты в пище – большая и не очень популярная в православии тема. Все знают о посте, постом и скоромном. Уже меньше людей вспоминают, что христианство содержит и другие требования к еде:
Нельзя есть идоложертвенную пищу, т.е. принесённую жертву богам других религий (I Кор:10–28).
Запрещается не просто мясо отдельных животных, а именно способы их умерщвления для использования в пищу. "Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться … крови и удавленины". (Деян. 15:28–29).
Церковь заботится о пастве, рекомендуя сдержанно относиться к пище, предостерегая от употребления продуктов, вызывающих чувство лени и другие греховные состояния.
Православная трапеза должна сопровождаться молитвой, во время которой верующие просят благословить их пищу и благодарят Бога за хлеб насущный
Русская церковь до XVI века жестко соблюдала все греческие догматы (по крайней мере то, что она под ними подразумевала). Реформы Никона с одной стороны четтко закрепили ориентацию на византийское наследство, с другой стали своего рода «русским церковным обновлением». Мы не говорим сейчас о знаке этого обновления (не факт, что оно вело к демократизации церкви, как случится на Западе в ходе реформации). А вот общественный результат оказался схож – раскол верующих на два больших лагеря.

Неудивительно, что, почитая старые правила, старообрядцы сохранили и пищевые запреты. Общим для всех раскольников действительно было неупотребление некоторых продуктов: конины, чеснока, налима. И зайцев - ведь их чаще всего ловили силками, т.е. удавливали.

Правило 6-го Вселенского собора: "Неции убо угождения ради чревного, кровь коего либо животного, хитростию некоею сотворяют снедну, аще глаголется колбасы, и ина таковая, и тако кровь едят. Подобно убо запрещаем таковым, аще убо кто отныне кровь животного киим либо образом ясти начнет: аще есть причетник, да извержется: мирскии же человек, да отлучится".

Странно, что у нас до сих пор не сажают за употребление колбасы. Но это, скорее, недоработка РПЦ. Вообще я считаю, что за этим подозрительным продуктом должен быть установлен жесткий церковный контроль. Каждому колбасному заводу — православная приемка продукции на предмет отсутствия там крови, удавленины и мертвечины.

В общем, как видите, вопрос о древности русской колбасы – тоже так себе аргумент сторонников тысячелетней русской кухни. Как это им не обидно, но кухня наша менялась и уходила от всякой «посконности и соборности».

Понятно, что со временем эти запреты стали носить не такой категоричный характер. Кстати, во многом это было связано с ограничением власти православной церкви при Петре I и созданием Синода – государственного органа, призванного руководить ею. И сегодня есть зайцев никто не запрещает. Другое дело, что сама логика православия не поощряет злоупотребления мясом, тем более с кровью.

Ну, и конечно, говоря о церковных запретах, мы не можем обойти вопрос о телятине. Употреблять ее почиталось в Московском государстве великим грехом. Жутковатое свидетельство этому мы находим в книге Якова Рейтенфельса, написанной в 70-х годах XVII века: «Телятины все упорно сыздавна, не знаю, по какой причине, избегают до того, что царь Иван Васильевич [Грозный] приказал бросить в огонь рабочих, строивших крепость в Вологде, за то, что они, вынужденные голодом, купили и зарезали теленка». Думаете, телятина и все? А вот и нет.

Дело в том, что сычужный фермент для твердого, выдержанного сыра получается из желудка теленка. Резать которого считалось грехом. В сычуге телят, питающихся молоком, вырабатывается реннин - пищеварительный фермент, расщепляющий пептиды. Выделенный из сычугов телят, он-то и используется при изготовлении сыра.

«Все московиты чуждаются телятины и считают большим позором, если кто ею питается. Вышло так, что когда крепостные крестьяне тирана были посланы в Вологду для постройки крепости, то несчастные из-за сильного голода и недостатка в продовольствии, не имея ничего для еды, купили телят и питались ими. Когда тиран узнал это, он приказывает некоторых сжечь живыми за то, что они питались (этим) мясом, говоря, что великий грех — есть телятину» (Альберт Шлихтинг).

«Это потому, что москвитяне питают отвращение к телятине и есть ее для них гораздо грешнее, нежели человечье мясо» (Петр Петрей. История о Великом княжестве Московском)

«Ведь уже много веков у русских и московитов существует представление, что великий грех, который должен караться смертью, если кто заколет теленка и осмелится его съесть» (Александр Гваньини. Описание Московии)

«Вследствие того, что русские считали телятину запрещенной и грешным кушанием, рогатый скот у них чрезвычайно размножался» (Иоганн Филипп Кильбургер. Краткое известие о русской торговле)

"Грех, великий грех, грешный" – к чему же это имеет отношение, если не к религии, правда? Вот и оказывается, что «благодаря» православной церкви у нас не было нормальных сыров до XVIII-XIX веков, когда этот глупый запрет сам собой умер.

Мы не раз говорили с сегодняшними священниками по этому поводу. Никто из них ничего вразумительного об этом запрете сказать не смог. Возможно, - согласились они, - запрет мог быть каким-то образом связан с ветхозаветным «Не вари козленка в молоке матери его». Как мне представляется, это наиболее вероятная гипотеза относительно существовавшего в Московии запрета на телятину. Ведь теленок еще питается молоком. А как там понимали наши предки Ветхий завет, - дословно или толкуя его "по-народному", - это уже никто не узнает. Но других объяснений этому мы не слышали.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments