Александр Владимирович (av_seliverstov) wrote in anticlericalism,
Александр Владимирович
av_seliverstov
anticlericalism

Categories:

Что такое атеизм

Для того чтобы понимать существо самых разных явлений, с которыми нам приходится сталкиваться в жизни, довольно часто нужно знать историю их появления в нашем мире.
Вот, например, чтобы понять, что такое атеизм, нужно именно это – точное знание, каким образом, когда, в результате каких событий он появился в сознании людей.

Иная, сверхъестественная реальность существует вне времени, она вечна, и обитатели её – в том числе ответственные не только за возникновение в созданном мире зла как такового, но и за многие человеческие глупости и мерзости – как введшие слабых в необоримое искушение, мыслят и живут тысячелетиями,
а потому для точного понимания происходящего опыт единичной человеческой жизни здесь нам уже не поможет.
Это именно тот случай, когда нужно узнать, чем жили поколения, и только тогда мы сможем составить хоть сколько-то достоверную картину явления.

Для древнего или античного человека вера в существование иной реальности была не то что естественна, её отсутствие, которое, наверное, встречалось в каких-то редких единичных случаях, в древние времена было признаком ненормальности или даже сумасшествия.
Обвинение в безбожии являлось тягчайшим и воспринималось как позор.
Так, древний философ Сократ, когда-то очень давно обвинённый в безбожии, отвечал на обвинение крайне эмоционально:
«Не ясно ли, по обвинению, которое ты против меня подал, что я... учу не почитать богов, которых почитает город, а почитать другие, новые божественные знамения? Не это ли ты разумеешь, говоря, что своим учением я врежу?..
Но скажи, ради Зевса, так-таки я, по-твоему, никаких богов и не признаю?

Это невероятно, Мелет, да, мне кажется, ты и сам этому не веришь.
Что касается меня, о мужи афиняне, то мне кажется, что человек этот большой наглец и озорник и что он подал на меня эту жалобу просто по наглости и озорству да еще по молодости лет... Потому что мне кажется, что в своем обвинении он сам себе противоречит, все равно как если бы он сказал: Сократ нарушает закон тем, что не признает богов, а признает богов. Ведь это же шутка!..»
Источник.
Атеизм в то время считался следствием опасного для общества и нелепого заблуждения частного лица, отрицающего очевидные вещи –
ведь вера в богов была не выдумкой, она основывалась на довольно обширных и точных знаниях об этой реальности. Попросту говоря, на конкретном опыте.

Сохранилось достаточное количество источников, которые об этом свидетельствуют.
Возьмём за пример древних греков. Вот список тех, кому они поклонялись:

Первое поколение богов
Сначала существовал Хаос.
Боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Никта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь);
боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море).
Боги имели облик тех природных стихий, которые они воплощали.


Второе поколение богов
Дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды.
Дети Никты и Эреба — Гемера (День), Гипнос (Сон), керы (несчастья), мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), эринии (Мщение), Эфир (Воздух); Апата (Обман).


Титаны
Титаны: Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос, Океан.

Титаниды: Мнемозина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида.

Дети титанов (второе поколение титанов): Астерия, Атлас, Гелиос (персонификация солнца), Лето, Менетий, Прометей, Селена, Эос (персонификация утренней зари), Эпиметей.


Олимпийцы
Аид — бог подземного мира,
Аполлон — бог солнца,
Арес — бог войны,
Артемида — богиня охоты,
Афина — богиня мудрости,
Афродита — богиня любви и красоты,
Гера — богиня семейных уз,
Гермес — бог торговли,
Гестия — богиня домашнего очага,
Гефест — бог кузнечного дела,
Деметра — богиня плодородия,
Дионис — бог вина,
Зевс — бог неба и грома,
Посейдон — бог морей.


Боги и божества водной стихии
Амфитрита — богиня моря, супруга Посейдона,
Лимнады — нимфы озёр и болот,
Наяды — нимфы родников, источников и рек,
Нереиды — морские нимфы,
Океан — персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену,
Океаниды — дочери Океана,
Понт,
Посейдон — бог морей,
Речные боги — боги рек сыновья, Океана и Тефиды,
Тефида — титанида, жена Океана, мать океанид,
Тритоны,
Тритон.


Боги смерти и подземного мира
Аид — бог подземного царства мёртвых,
Персефона — супруга Аида, богиня царства мёртвых, дочь Деметры,
Геката — богиня мрака, ночных видений и чародейств,
Керы — демоны смерти,
Танатос — бог смерти,
Гипнос — бог забвения, брат близнец Танатоса,
Эринии — богини мести.


Музы
Каллиопа,
Клио,
Эрато,
Эвтерпа,
Мельпомена,
Полигимния,
Терпсихора,
Талия,
Урания.


Киклопы
(часто «Циклопы» — в латинской транскрипции)
Арг — «молния»,
Бронт — «гром»,
Стероп — «блеск».


Гекатонхейры
Бриарей — сила,
Гиес — пашня,
Котт — гнев.


Гиганты
(некоторые из примерно 150)
Агрий,
Алкионей,
Гратион,
Ипполит,
Клитий,
Мимант,
Паллант,
Полибут,
Порфирион,
Тоон,
Эврит,
Энкелад,
Эфиальт.


Другие боги
Ника — богиня победы,
Селена — богиня луны,
Эрот — бог любви,
Гименей — бог брака,
Ирида — богиня радуги,
Ата — богиня заблуждения, помрачения ума,
Фобос — божество страха,
Асклепий — бог врачевания.


Неперсонифицированные боги
Неперсонифицированные боги — боги-"множества" по М. Гаспарову.
Сатиры,
Нимфы.


Чудовища
Василиски,
Гарпии,
Грифоны,
Драконы,
Единороги,
Ехидна,
Кентавры (Центавры),
Ламия,
Лернейская гидра,
Медуза,
Минотавр,
Немейский лев,
Пегас,
Пифон,
Сатиры,
Сирены,
Стимфалийские птицы,
Сфинкс,
Сцилла,
Тифон,
Фениксы,
Харибда,
Химера,
Цербер (Кербер),
Эмпуза (Эмпуса).


Герои
Смертные потомки бога и смертной женщины, реже — богини и смертного мужчины. Как правило, обладали исключительными (иногда сверхъестественными) физическими способностями, творческими дарованиями, иногда способностью к прорицаниям и т.п.
Ахилл,
Геракл,
Одиссей,
Персей,
Тесей,
Ясон.



Исходя из того, что мы знаем о многих персоналиях этой стройной системы, античный человек очень ясно понимал, что обитатели сверхъестественного мира не только совершенно реальны, но и обладают очевидными личностными качествами, схожими с человеческими.

А вот отождествление первых, самых древних иномирных «богов» со стихиями, с природными силами – это уже очевидная попытка осознать, уяснить в пределах человеческого ограниченного кругозора как происхождение этих существ, так и прочие грозные явления, с которыми человеку приходится сталкиваться в своей земной жизни.

Русский философ и историк философии Лосев, уделяя основное своё внимание именно данной попытке, пишет об этом так:
«Античное миросозерцание, и, в частности, античная эстетика, основаны на обожествлении сил природы. И поэтому, как бы мы ни трактовали античных богов в качестве личностей, эти боги с начала и до конца всё же оставались холодным натурфилософским обобщением, какому бы кропотливому логическому анализу они не подвергались. В противоположность этому новоевропейское мировоззрение и эстетика основаны на абсолютизации чисто человеческой личности, человеческого духа, взятого в целом, а иной раз даже и в своих отдельных сторонах (как например, в европейском рационализме и эмпиризме). Поэтому предельным обобщением такого мировоззрения и эстетики уже не будет ни просто бог, ни отдельные боги, а будет всё тот же человеческий дух, но только предельно обобщённый. Отсюда следует, что Гегель своё последнее обобщение философии называет отнюдь не мифологией, а только абсолютным духом, который если и трактуется как божество, то такая его квалификация является скорее метафорой, чем концепцией взятого в буквальном смысле слова живого существа. Другими словами, разница здесь между Плотином и Гегелем не только терминологическая, но и в глубочайшем смысле слова миросозерцательная. Зато в методологическом, или, точнее сказать, в структурном отношении учение об абсолютном духе у Гегеля ничем не отличается от учения о богах у Плотина. Это особенно ярко сказывается в том, что окончательным обобщением и производящим началом всего существующего, и, в частности, истории, у Гегеля является абсолютный дух, а в античности — мать-земля».
(А.Ф.Лосев. ИАЭ, т.6, с.615 )
Источник.

Такую оценку вполне можно считать справедливой – но только по отношению к совершенно конкретным людям: тем самым занимавшимся «холодным натурфилософским обобщением» античным философам,
«пытавшимся осознать, уяснить в пределах собственного ограниченного кругозора»... и далее по тексту.

Попытки этих людей осознать природу происходящего, конечно, представляют интерес. Но следует понимать, что к появлению знания древних людей о сверхъестественном мире и его обитателях они, античные философы, не имели, видимо, никакого отношения.
Такое отношение имели другие, свидетельствовавшие о своём опыте иногда очень откровенно:
В житии св. Киприана и Иустины (2 октября) мы из первых рук имеем свидетельство бывшего колдуна об этом царстве:

«На горе Олимпе Киприан научился всем диавольским хитростям: он постиг различные бесовские превращения, научился изменять свойства воздуха... Он видел там бесчисленные полчища бесов с князем тьмы во главе, которому они предстояли; другие бесы ему служили, иные восклицали, восхваляя своего князя, а иные были посылаемы в мир для совращения людей. Там он видел также в мнимых образах языческих богов и богинь, а равно различные призраки и привидения, вызыванию коих он учился в строгом сорокадневном посте... Так он стал волхвователем, чародеем и душегубцем, великим другом и верным рабом адского князя, с коим беседовал лицом к лицу, удостоившись от него великой чести, как о том он сам открыто засвидетельствовал. "Поверьте мне, – говорил он, – что я видел самого князя тьмы... я приветствовал его и говорил с ним и со старейшинами его... И обещал он мне, по исхождении меня из тела, поставить меня князем, а в течение земной жизни во всем помогать мне... Внешний вид его был подобен цветку; голова его была увенчана венцом, сделанным (не в действительности, а призрачно) из золота и блестящих камней, вследствие чего и все пространство то освещалось, – а одежда его была изумительна. Когда же он обращался в ту или в другую сторону, все место то содрогалось; множество злых духов различных степеней покорно стояли у престола его. Ему и я всего себя отдал тогда в услужение, повинуясь всякому его велению».
("The Orthodox Word", 1976, №70, pp. 136-138).
Источник.
Таким образом, религия эллинов, которых мы называем теперь древними греками, представляла собой не только совокупность знаний о духовном мире, но и конкретных способов взаимодействия с его обитателями.
Причём, эта религия, взятая как пример, ни в коем случае не являлась чем-то особенным или единичным в своём роде. –
Совершенно все древние народы обладали подобными знаниями, из которых конструировали очень похожие на древнегреческую религиозные системы. Исключений не было. Атеистических народов не существовало и не существует – что считается даже одним из доказательств бытия Бога (хотя, конечно, уместно говорить именно о доказательстве существования духовной реальности):
10. Доказательство от существования у ВСЕХ наций и народов представлений о Боге и сверхчеловеческих силах в той или иной форме; если индивидуумы-атеисты и встречаются у многих народов, то "атеистических" наций на Земле не бывает.
Что же случилось потом? Каким образом в сознании человека возникло такое явление как атеизм?

Для того чтобы это понять, нужно ясно отдавать себе отчёт в том, какова природа тех самых существ, в поклонении которым и состояла суть всех языческих религий.

Вот как говорит об этом св. Игнатий Брянчанинов:
«...падшие духи снизошли с высоты духовного достоинства; они ниспали в плоское мудрование более, нежели человеки. Люди имеют возможность переходить от плотского мудрования к духовному; падшие духи лишены этой возможности. Люди не подвержены столь сильному влиянию плотского мудрования, потому что в них естественное добро не уничтожено, как в духах, падением.
В людях добро смешано со злом и потому непотребно; в падших духах господствует и действует одно зло. Плотское мудрование в области духов получило обширнейшее, полное развитие, какого оно только может достигнуть. Главнейший грех их исступленная ненависть к Богу, выражающаяся страшным непрестанным богохульством. Они возгордились над самим Богом; покорность Богу, естественную тварям, они превратили в непрерывающееся противодействие, в непримиримую вражду. От того падение их глубоко, и язва вечной смерти, которую они поражены, неисцелима. Существенная страсть их – гордость; они преобладаются чудовищным и глупым тщеславием; находят наслаждение во всех видах греха, вращаются постоянно в них, переходя от одного греха к другому. Они пресмыкаются и в сребролюбии, и в чревообъедении, и в прелюбодеяниях. Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они совершают их в мечтании и ощущении; они усвоили бесплотному естеству пороки, свойственные плоти; они развили в себе неестественные им пороки несравненно более, нежели, сколько они могут быть, развиты между людьми.
Падшие духи, содержа в себе начало всех грехов, стараются вовлечь во все грехи людей с целью и жаждою погубления их. Они вовлекают нас в разнообразное угождение плоти и корыстолюбие, славолюбие, живописуя перед нами предметы этих страстей обольствительнейшею живописью».
Демоны ничего не могут сделать Творцу, который, являясь всемогущим Богом, находится в недосягаемости для всякого воздействия со стороны твари. Поэтому всё свою злобу они обратили на человека, являющегося образом Божиим и, зная, что Господь любит Своё создание, стремятся, как можно больше навредить предмету Его любви.
Таким образом, уместно утверждать, что существа эти являются в действительности самыми страшными врагами человека. Все их помыслы и действия имеют своею целью извращение, изуродование людей ради приведения их к совершенно определённой цели – к духовной погибели.
И до какого-то времени человек был практически беззащитен перед ними.
Именно эта беззащитность – причина всех этих бесчисленных языческих культов, т.е. способов поклонения этим существам. Люди видели в них единственных властителей видимого мира, всемогущих и необоримых для человека.

Исключением были только иудеи, которые посредством Откровения узнали о настоящей Причине существующего, однако и они беспрестанно спотыкались, много раз принимая за Единого Бога Его мерзкого противника. Так, Ветхий Завет просто переполнен примерами искажённого понимания иудеями Божественных воли и образа...

Для понимания того, насколько далеко могли зайти «взаимодействия» древнего человека с сонмом падших духов, наверное, можно вспомнить этот ветхозаветный стих:
В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это сильные, издревле славные люди.
Быт. 6:4.
и сравнить его с древнегреческими преданиями о героях, «смертных потомках бога и смертной женщины, реже — богини и смертного мужчины, как правило, обладавшими исключительными (иногда сверхъестественными) физическими способностями, творческими дарованиями, иногда способностью к прорицаниям и т.п.»

По-настоящему трагическая, многотысячелетняя история взаимоотношений людей с миром невидимых человеческому глазу духовных существ закончилась с пришествием в мир Христа.
Он вновь открыл для людей дверь в когда-то потерянную реальность, а точнее, по Его же собственным словам, стал ею Сам.
Это произошло и потому, что случилось то, чего никогда прежде не было – диавол был побеждён Сыном Человеческим.
Побеждён буквально. Спас разрушил власть диавола над людьми, низвергнул смерть, вошедшую в мир его завистью.
В настоящее время местопребыванием для диавола, главы падших ангелов, служит ад или иначе бездна, тартар, преисподняя, внутренность земли. Предвозвестил это жилище падшему духу св. пророк Исайя:
«Во ад снидеши, сказал он ему, в во основания земли»
Ис. 14,15.
Совершилось предсказанное князю воздушной власти, силою и властию Иисуса Христа. Связал Господь сатану на всё пространство времени между двумя пришествиями Своими, и, как сказано в Апокалипсисе, «низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать»
Апок. 20, 3.


В этом и заключается ответ на поставленный в тему данной статьи вопрос:
До Христа человек был практически беззащитен перед падшими с Небес, и сами они, имея эту огромную власть над человеком, добивались от него прямого поклонения в виде многочисленных языческих культов.
После Христа какую бы то ни было власть над человеком они потеряли. Человек получил силу, перед которой падшая нечисть оказалась совершенно ничтожной.
Ни о каком открытом противостоянии с Христом не может быть и речи, перед Ним они действительно абсолютно бессильны.
Тогда они перешли к новой тактике.
Они стали делать всё, чтобы убедить человека, что их нет.
И что вся их беспрестанная деятельность, заключающаяся в искушении человека, склонении его ко всему, что противно добру и свету, а попросту говоря, заключающаяся в глумлении над человеком – имеет своею причиною единственно самих людей, ну, или таких искуснейше сработанных для задуриваемого материала издевательских фантомов как, например, «человеческое подсознание», «альтер эго» и пр.

Поначалу это, конечно, казалось нелепым и неправдоподобно наглым, вроде как если бы кто-то вдруг принялся убеждать окружающих, что вода сухая, а снег зелёный, но прошли столетия, и, как мы видим, «поверившие в зелёный снег люди» это уже обычное явление в нашем мире.
Впрочем, лжецам для этого понадобилось всего лишь не показывать настоящего снега, а собственных глупости, лени, спесивости и упрямства обманываемых вполне хватило, чтобы закончить дело – невероятная ложь принята многими за чистую монету.

В современном мире мы имеем, наверное, миллионы так называемых «атеистов». Которые слишком глупы, чтобы понять умозрительно,
слишком ленивы, чтобы узнать опытным путём,
слишком спесивы и упрямы, чтобы признать возможность того, что они ошибаются, когда не верят в то,
что снег всё-таки где-то существует, и он белый.

ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Часть I. Нефилим.

Часть II. До и после.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments