The_Samian (the_samian) wrote in anticlericalism,
The_Samian
the_samian
anticlericalism

17 февраля: день казни Джордано Бруно

17 февраля 1600 года на площади Цветов в Риме по приговору инквизиции был сожжен выдающийся философ Джордано Бруно. До сих пор вокруг фигуры этого замечательного мыслителя кипят споры; его личность во многом загадочна.


В детстве нас учили, что Бруно был великий ученый, предвидевший научные открытия Нового времена: Вселенная безгранична, Солнце является одной из звезд, вокруг других звезд также могут обращаться планеты. Сейчас многие авторы, в основном представители клерикальных кругов, считают Бруно всего лишь рядовым мистиком, герметистом, сторонником языческих культов. Теоретическим обоснованием этой точки зрения является книга Фрэнсис Йейтс «Джордано Бруно и герметическая традиция» (F.Yates, Giordano Bruno and the hermetiс tradition), впервые опубликованная в 1964 году. Сторонники этой точки зрения полагагают, что идеи Бруно не имели какую-либо научную ценность. Еще немного, и они, кажется, воздадут хвалу инквизиции, отправившей на костер человека; на словах они, впрочем, осуждают "мерзость сожжения на костре", но тональность их выступлений свидетельствует о том, что на самом деле на языке у них вертится: «Так ему и надо!» Однако книга Йейтс безнадежно устарела; с тех пор прошло почти полвека, за которые было опубликовано много книг и статей, более рельефно раскрывших облик философа.

Да, Джордано не был ученым типа Галилея или Кеплера, как он не был и философом-рационалистом типа Декарта или Спинозы. Он был, скорее, философствующим поэтом типа Гёте. Бруно почти совсем не разбирался в геометрии и теоретической астрономии, но был в курсе последних открытий в области космологии и уверенно ориентировался в научных дискуссиях по важнейшим - и на тот день труднейшим! - физическим вопросам, таким, как влияние вращения Земли на явления на земной поверхности; в своих работах он вполне связно излагает эти вопросы. Будучи поэтом, он был подвержен самым разным влияниям, включая модный тогда герметизм, но основной его мировоззрения был платонизм. Если же говорить о космологии Бруно,- а это было главным в его наследии,- то там следов герметизма не было и в помине. Герметисты учили, что существуют два мира, материальный и духовный, разграниченные между собой некой пространственной перегородкой; духовный мир располагался за пределами сферы неподвижных звезд. У Бруно же не было никаких перегородок: мир един, законы природы здесь точно таковы же, как и там.

Конечно, многие из идей Бруно сейчас выглядят абсолютно ненаучными. Например, он считал небесные светила огромными животными. Однако в эпоху Возрождения эта мысль вовсе не казалась ненаучной. До Бруно считалось, что планеты переносятся в своем движении материальными сферами, однако после открытий Тихо Браге стало ясно, что никаких материальных небесных сфер не существует (кстати, Бруно пришел к этому выводу еще раньше Браге на основании философских соображений), так что космология осталась «у разбитого корыта». В этой обстановке идеи Бруно на равных конкурировали с идеями других ученых. Время показало, что Бруно ошибался, однако для этого потребовалось открытие законов Кеплера (который очень уважал Джордано, не разделяя многих его мнений – и не всегда был прав) и механики Галилея (который не упоминал Джордано в своих сочинениях, однако, как показывают современные исследования, в ряде вопросов находился под сильным его влиянием).

Если Джордано Бруно и не был «мучеником науки», то во всяком случае он был человеком, погибшим за свободу мышления, и именно в этом заключается причина ненависти, питаемой к нему клерикалами всех мастей.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments